Организаторами мероприятия выступили Министерство промышленности и торговли РФ и Российская Ассоциация Экспертов Рынка Ритейла. Информационно-аналитическое агентство INFOLine – генеральный аналитический партнер мероприятия.
В рамках экспертной сессии участвовали следующие спикеры:
-
Дмитрий Алексеев, Генеральный директор DNS, проект «Квартет вкусов» (Владивосток);
-
Дмитрий Сулеев, Президент ГК «Реми»;
-
Наталья Ляхович, Вице-Президент - начальник Центра по развитию бизнеса с компаниями торговли и фармацевтики, Газпромбанк (АО)
-
Инна Павленко, Министр сельского хозяйства и торговли Сахалинской области.
Первым выступил модератор сессии Иван Федяков, генеральный директор INFOLine. Он озвучил основные статистические данные о текущем состоянии ритейла в Дальневосточном ФО. Главный вывод – доля региона составляет примерно 6% от оборота по стране (1,9 трлн. руб.) Важный положительный момент – рост на 3,3% по сравнению с прошлым годом, что в два раза выше, чем в среднем по России. Более подробную информацию о выступлении Ивана Федякова и презентацию вы можете получить по телефонам (+7 812 322-68-48 и +7 495 772-76-40) или электронной почте (retail@infoline.spb.ru).
Затем слово было предоставлено непосредственному участнику рынка – Дмитрию Алексееву, генеральному директору одного из лидеров федерального рынка ритейла – DNS. Компания реализует во Владивостоке новый FMCG проект – «Квартет вкусов». Первое, что отметил докладчик – позитивное влияние локдауна на бизнес. Сильные компании стали сильнее, и этому не смогли помешать никакие ограничительные меры.
Другие важные моменты выступления:
-
сохранение условий сотрудничества с поставщиками;
-
отсутствие необходимости дополнительной государственной поддержки;
-
рынок предоставляет достаточно возможностей для консолидации региональных компаний, занимающихся ритейлом.
Отдельного упоминания заслуживает такая цитата спикера: «Стремительный рост интернет-торговли воспринимаю как реалии нашей сегодняшней жизни, от которых никуда не денешься». Важное дополнение: «Рынок, скорее всего уменьшился, но он перераспределился». Речь в данном случае шла о сильных игроках, которые не только сохранили, но и упрочили лидирующие позиции в регионе.
Несмотря на начальный испуг от ограничений из-за коронавируса, и DNS в целом, и дальневосточный проект «Квартет вкусов» в частности оперативно отреагировали на новые условия работы. Первое, что было сделано – магазины переводились в пункты выдачи. Но постепенно их работа была восстановлена практически в прежнем режиме. Спикер отдельно оговорился, что считает неправильным разделять розницу и интернет-торговлю. Намного правильнее искать и находить правильный баланс между разными способами продвижения и реализации товаров.
Результатом продуманной стратегии компании стал выход DNS на первое место в своем товарном сегменте. Во многом такой очевидный успех стал следствием грамотного учета региональной специфики, в том числе – Дальневосточного федерального округа.
В отношении перспектив регионального рынка на 2021 год Дмитрий Алексеев отметил следующее. Ключевой вопрос – уровень доходов населения. Он тем более актуален, если учесть некоторое перераспределение финансовых потоков между регионами. В целом рынок бытовой и компьютерной техники, по оценке спикера, в условиях перехода на удаленку имеет неплохие перспективы. В планах компании на текущий год – открытие новых магазинов.
Второй докладчик – Президент группы компаний «Реми» Дмитрий Сулеев. Сеть продовольственных гипермаркетов и универсамов работает на рынке Дальнего Востока с 2008 года. Спикер отметил, что введение ограничений не помешало увеличить объемы продаж в марте-мае 2020 года на 15%-20%. Рост сопровождался снижением количества покупателей и вполне естественным увеличением чека.
В августе прирост сократился, а в сентябре-октябре 2020 года, по выражению докладчика, «сошел на нет или составляет считанные проценты». На первых этапах коронавирусной пандемии «проблем с персоналом не было», но закрытие границ привело к невозможности привлекать к работе выходцев из Средней Азии, что особенно актуально для двух городов региона – Владивостока и Южно-Сахалинска.
Важной частью стратегии торговой сети стало делегирование полномочий по выработке правил работы на региональный уровень. Такой подход позволяет учесть местную специфику и обстановку с заболеваемостью, что увеличивает гибкость всей разветвленной структуры.
Спикер сделал акцент на серьезных проблемах, вызванных необходимостью специально упаковывать овощи и хлеб. Результатом стало не только заметное увеличение расходов, но и падение спроса из-за снижения привлекательности продовольственных товаров.
Еще один немаловажный момент работы в условиях ограничительных мер – четкое соблюдение требований в области безопасности как персонала, так и покупателей. Но практика выявила важную проблему – за нарушения масочного режима наказываются не конкретные виновники, а юридические лица, что неправильно, так как последние попросту не имеют реальных рычагов воздействия даже на сотрудников, тем более – на покупателей.
В отношении перспектив рынка ритейла Дальневосточного федерального округа Дмитрий Сулеев отметил два важных момента. Во-первых, открытию новых магазинов продовольственного ритейла препятствует отсутствие подходящих зданий и помещений. Во-вторых, в планах компании увеличить объемы продаж, но без выхода за пределы Дальневосточного федерального округа.
Больше информационных материалов о прошедшем мероприятии разного формата можно найти на официальном сайте ИА INFOLine. Отдельного упоминания заслуживают новые аналитические материалы, выпущенные сотрудниками агентства. В качестве примера можно привести следующие исследования:
В числе ключевых достоинств перечисленных аналитических материалов – большой массив исходных данных, грамотное применение современных аналитических средств и инструментов, четкая методология проводимых исследований.
Готовы ответить на вопросы об условиях сотрудничества по телефонам (+7 812 322-68-48 и +7 495 772-76-40) или электронной почте (retail@infoline.spb.ru).