Традиционно компания INFOLine выступала стратегическим аналитическим партнером форума «Неделя ритейла». 9 ноября в рамках экспертно-аналитической сессии «Последняя трансформация ритейла» генеральный директор INFOLine Иван Федяков рассказал о трендах потребительского рынка в 2020 году.
Тренд: онлайн-продажи
На фоне пандемии онлайн-продажи показали большой рост. INFOLine прогнозирует, что уже в этом году онлайн-продажи приблизятся к 10% от общего розничного товарооборота. Кривая роста будет более высокой, чем эксперты ожидали в предыдущие годы. И это относится не только к кризисному 2020 году, когда покупатели в режиме самоизоляции были вынуждены переключиться на дистанционные покупки, это касается и будущих лет – тенденция покупок через интернет будет только усиливаться, к 2022 году доля онлайн-продаж может достичь 15%.
Тренд: здоровый образ жизни
Россияне начали активно заниматься здоровьем и в предыдущие годы, уже стали более активно следить за тем, что едят. Этот тренд усилился в 2020 году. К сожалению, сейчас фитнес-индустрия подвержена ряду ограничений. Несмотря на стремление россиян заниматься спортом, не менее трети независимых спортивных залов будут закрыты по итогам 2020 года. В ответ на запрос россиян заниматься спортом, приходят новые современные решения – сети фитнес-центров переходят на дистанционное обслуживание, запускают прямые эфиры тренировок (WordClass и пр.), разрабатывают онлайн-программы и сервисы для тех, кто не может или не хочет посещать тренировки в клубе. Растут продажи SMART тренажеров и спортивного инвентаря, которое позволяет быть на связи с тренером и отлеживать занятия в on-line.
Тренд: потребление контента
Многие россияне, проводя больше времени дома, переключились на потребление контента – фильмы, сериалы и в меньшей степени электронные книги. Все это показало рост продаж. Эксперты фиксируют, как недавно запущенные онлайн-кинотеатры растут большими темпами. Такой сервис уже становится неотъемлемой частью жизни россиян, более 13% имеют постоянные платные подписки. Онлайн-кинотеатры начали совмещать продажу медиа-контента с другими товарами. Например, видео-сервис «ОККО» запустил услугу, где зрители при запуске фильма могут тут же заказать попкорн и напитки через сеть доставки «Самокат». Запускаются различные сервисы, которые позволяют распознать одежду киногероев, чтобы зрители могли сделать заказ понравившейся одежды в онлайн-магазине. Различные интеграции медиаконтента и продаж физических товаров будут развиваться в ближайшее время.
Тренд: эмоции в офлайне
Интернет торговля пока не позволяет транслировать на покупателя эмоциональную составляющую, там все рационально: сравнение цен, характеристик, состава товара. Многим покупателям нужны эмоции, они хотят получать их в магазинах – ритейлеры к этому прислушиваются и запускают новые форматы магазинов, куда хочется возвращаться. Ритейлеры начинают активно обновлять свои магазины, запускать новые концепции, которые значительно более эмоциональны. Эмоции – становится главным преимуществом физических магазинов перед интернет-магазинами и маркетплейсами.
Салоны связи превращаются в точки коммуникации для клиентов, где можно не только совершить покупки и оплатить услуги связи, но и провести время, пообщаться с близкими, выпить кофе. Торговая сеть «Мегафон» начала открывать Experience Store, где представлены специальные уголки блогеров, где каждый может, как в профессиональной студии, записать видео-контент.
Тренд: развитие собственных торговых марок (СТМ) и эксклюзивных брендов
Сегодня многие компанию делают ставку на развитие СТМ. Большинство торговых компаний, опрошенных специалистами INFOLine, прогнозируют в своем ассортименте существенное увеличение СТМ. В 2020 году, по оценкам INFOLine, СТМ составляли порядка 9-10% от товарооборота продуктов питания с России. В ближайшем будущем, прогнозируют специалисты INFOLine, цифры будут только расти – компании планируют довести до 20-30% в объеме продаж собственных торговых марок (СТМ). Стратегия СТМ становится более гибкой, это уже не та первая цена, которая была сначала. Это широкий спектр и дифференциация предложений по ценовым категориям (включая премиум и профессиональные торговые марки).
Производители стараются подстраиваться под эту систему – предлагают ритейлерам эксклюзивные предложения, чтобы не быть заменёнными на СТМ и остаться на полках. Это происходит и в продовольственном и в непродовольственном ритейле.
Тренд: большие упаковки
Развитие интернет-торговли приносит тренд, о котором достаточно активно говорили в предыдущие годы, – продажа товара в больших объемах: мультипаки, family-паки. В России это не было популярно, мы редко встречали такие предложения в магазинах. Сейчас онлайн-магазины, которые делают ставку на продажу товаров впрок, предлагают покупателям упаковки по 10 или 16 единиц товара. И тут же транслируется скидка или сниженная удельная стоимость товара, которую получает покупатель при покупке большой партии. Это все помогает стимулировать спрос.
Эти и другие вопросы вызовы отрасли были представлены на экспертно-аналитической сессии «Последняя трансформация ритейла», которая открывала программу VI Международного форума «Неделя ритейла» 9 ноября 2020 года.
Полную презентацию INFOLine «Последняя трансформация ритейла» вы можете получить, выслав запрос по электронной почте retail@infoline.spb.ru или связавшись с нами по тел. +7 (495)772-7640 или +7(812)322-6848
Доклады о состояние потребительского рынка, которые представляют специалисты INFOLine, основаны на новых исследованиях агентства:
Все исследования INFOLine проводятся при поддержке государственных структур, а также ведущих отраслевых ассоциаций и союзов:
Узнать об исследованиях INFOLine более подробно и задать любые вопросы Вы всегда можете по телефонам +7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848 доб. 154, а также по электронной почте: retail@infoline.spb.ru.