Первая «волна» коронавируса и период ограничений внесли серьезные коррективы в работу торговых онлайн- и оффлайн-площадок, в том числе специализирующихся на продажах товаров для дома и ремонта. О том, как ведущим компаниям в условиях кризиса удалось сохранить объемы продаж, об основных трендах бизнеса после ослабления карантина и перспективах развития отрасли поговорили на онлайн-конференции «Актуальная аналитика ритейла и маркетплейсов в постпандемический период». Встреча лидеров ведущих компаний прошла в рамках деловой программы онлайн-выставки Heimtextil Russia.Digital 2020. Организаторами мероприятия выступили международная выставочная компания Messe Frankfurt RUS и информационно-аналитическое агентство INFOLine.
Открыл конференцию генеральный директор INFOLine Иван Федяков. В своем выступлении он рассказал о приоритетах, которые вышли на первый план во время пандемии. Россияне стали больше внимания уделять здоровому образу жизни, семье, безопасности. В поисковых системах в два раза возросло число запросов со словом «дом». Такой скачок не мог не сказаться на динамике объемов продаж. Подробную информацию о рынке и потребительском спросе можно найти в исследовании INFOLine "Рынок DIY России. Итоги 2019 года. Тенденции 2020 года. Прогноз до 2022 года. Расширенная версия".
В работе сессии принял участие директор категории «Дом и сад» Яндекс.Маркет Андрей Мелехов. Он рассказал о структуре компании, включающей в себя два крупных сервиса: сервис для выбора товаров Яндекс.Маркет и маркетплейс Беру. Первый сервис — это площадка, которую ежедневно посещают 4,5 млн. потенциальных покупателей. Свыше 50 млн. SKU формируются из более чем 230 офферов. Свои товары на Яндекс.Маркет размещают около 25000 магазинов-партнеров. Повествуя о маркетплейс Беру, спикер обратил внимание на стремительное развитие данного сервиса:
«Площадка появилась два года назад и быстро набрала «обороты». Ежедневная аудитория маркетплейса превышает миллион человек. Ассортимент — более 1 млн. SKU. Это также порядка 7 тысяч мерчантов малого и среднего бизнеса, размещающих свой товар на ресурсе. В числе наших партнеров - ритейлеры и крупные игроки. Уже сегодня товарооборот маркетплейса составляет около 4 млрд. рублей в месяц».
Спикер представил слайды с подробнейшей информацией о динамике доли категории «Дом и сад» в общем спросе на Яндекс.Маркет. Диаграмма по месяцам дала ясную картину происходящего во время ограничительных мер. «В первом квартале этого года динамика доли данной категории была несколько ниже аналогичного периода прошлого года. Мы связываем это с курсовыми колебаниями и ростом категории «Электроника и бытовая техника», - отметил Андрей Мелехов. - С апреля-мая, когда начались ограничительные меры, доля категории «Дом и сад» на Яндекс.Маркет превысила прошлогодние значения и в июне достигла пика (19%). Но и после снятия ограничительных мер позиции остаются достаточно высокими: доля колеблется в районе 16-17%».
Андрей отметил, что с вводом ограничительных мер, вызванных распространением коронавируса, значительно увеличился спрос на товары для дома и загородного отдыха. Эта тенденция характерна как для Яндекс.Маркет, так и для маркетплейс Беру. Восемь позиций из десяти занимают бассейны. Практически в два раза выросла доля в общем спросе на товары для пикника. «Что касается динамики доли категории «Дом и сад» на маркетплейс Беру, мы видим стабильный рост категорий с пиком в июне (24%). И отмечаем взрывообразный рост спроса на «сезонку», товары для загородного отдыха, товары для дачи и садовую технику», - подчеркнул спикер.
Спикер обратил внимание на тот факт, что тренды, приведенные на слайдах, не постоянны. Они меняются в зависимости от сезона и потребительского спроса: «Уже сейчас мы наблюдаем повышенный спрос на посуду и текстиль, и, скорее всего, эти категории станут драйверами развития продаж в 4 квартале».
На резонный вопрос о том, на что в дальнейшем ориентироваться поставщикам при выборе площадки в качестве «канала» для реализации продукции, спикер привел в пример несколько схем работы с партнерами. Это не только формат маркетплейса, когда продажа осуществляется со склада Яндекс.Маркет, но и работа с использованием складских помещений партнеров, где также существует несколько схем распределения и доставки заказов. Еще одна схема работы с партнерами только начинает развиваться. Она выгодна для ри
тейлеров, имеющих крупные сети продаж. В данном случае клиент может забрать товар непосредственно у партнера.
Андрей рассказал и о ближайших перспективах компании. В частности, уже сейчас происходит процедура объединения сервиса для выбора
товаров Яндекс.Маркет и маркетплейс Беру в одну платформу. При этом функциональность ресурсов остается прежней и подлежит дальнейшему развитию. «Это два больших бизнеса, которые мы развиваем в рамках одного бренда. Как и прежде, мы будем инвестировать в проект силы, средства и энергию, - отметил представитель компании. - Такое решение позволит продавцам одномоментно получить доступ к широкой аудитории, а клиентам будет удобно выбирать покупки, ориентируясь сразу на два ресурса - площадку выбора товаров и маркетплейс. То есть осуществлять покупки можно будет внутри одного приложения».
Ознакомиться с более подробной информацией можно в исследованиях INFOLine "Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России 2020 года. Итоги 2019 года и перспективы развития до 2022 года" и "Рынок DIY России. Итоги 2019 года. Тенденции 2020 года. Прогноз до 2022 года. Расширенная версия".
Материалы бизнес-лектория «Актуальная аналитика ритейла и маркетплейсов в постпандемический период» включают в себя подробный фото- и видеоотчет, а также презентации спикеров. Для предоставления презентаций необходимо сделать запрос, связавшись с нами по телефону +7(495) 772-7640; +7(812) 322-6848 или по электронной почте retail@infoline.spb.ru.