15 сентября 2020 в рамках Retail Форум прошла онлайн-конференция «Актуальная аналитика рынка ритейла и маркетплейсов», где специалисты обсудили актуальные вопросы отрасли в постпандемический период. Организаторами сессии выступила международная выставочная компания Messe Frankfurt RUS и информационно-аналитическое агентство INFOLine, которое регулярно проводит исследования в области ритейла.
Мария Евневич, член совета директоров торговой сети «Максидом», рассказала о том, как работал ритейлер в этот период и каких результатов удалось достичь.
Магазины Работали
Мария Евневич подчеркнула, что компания не сильно ощутила падение, связанное именно с закрытием магазинов. Определенный период не работали торговые точки «Максидома» в Казани и Московской области, но в других городах и в Санкт-Петербурге, который для компании является основным регионом, ритейлер не прекращал работать в офлайне, конечно, с определенными ограничениями, обусловленными эпидемиологической ситуацией и обеспечением безопасности сотрудников и покупателей.
В постпандемический период в «Максидоме» отметили небольшую просадку в продажах товаров общестроительных категорий. Это связывают с тем, что многие проекты, связанные со строительством частных загородных домов и черновой отделкой квартир, застопорились в определенной степени, в том числе, и по причине оттока части иногородних и иностранных строителей, участвовавших в этих проектах.
В то же время продажи товаров для дома и декора показали положительную динамику по сравнению с продажами строительных товаров. Снизились реальные доходы населения, но пока деньги остались и люди не тратили их на отдых за границей, а стали заниматься благоустройством своих домов и дач. «Когда долго находишься дома, то хочется каких-то изменений: подклеить или переклеить обои, купить что-то новое, чтобы улучшить свои условия. Это, конечно, оказало позитивное влияние на продажи товаров для дома и декора», – дополнила Мария.
Скачок онлайн-продаж
Как и во всей отрасли, в «Максидоме» произошел резкий скачок онлайн-продаж. В начале года доля онлайн-продаж ритейлера составляла порядка 6%, в апреле она уже выросла до 25%. Такое увеличение привело к небольшим проблемам логистики внутри магазина, персонал не был готов к обработке такого количества заявок и сбору заказов вручную. Раньше покупатели сами приходили в магазин, сами выбирали товар и доносили до кассы; а задача персонала состояла только в том, чтобы обеспечить выкладку, проконсультировать и пробить на кассе. В сжатые сроки пришлось перестраивать внутренние бизнес-процессы, одновременно работая с внутренним сопротивлением персонала.
«Многие наши сотрудники изначально считали онлайн-канал продаж не «приоритетным». Было сложно донести, что это «наш» интернет-магазин, не какое-то другое подразделение. Но когда существенно выросли онлайн-продажи, сотрудники вынуждено стали понимать, что, то, как представлены товары на сайте, как идет обработка заказов – все это влияет на их доход и премии. Персонал стал лучше воспринимать онлайн-канал продаж, чем это было ранее. Это касается и линейных продавцов, и директоров магазинов, и сотрудников головного офиса, которые, в том числе, отвечают за представление товаров на сайте. После того как режим самоизоляции стал смягчаться и все магазины открылись, наши онлайн-продажи почти вернулись к начальному уровню и составляют порядка 10%», – рассказала Мария Евневич.
Интерьерная выкладка
По наблюдениям специалистов наличие интерьерной выкладки и эмоциональных зон стало актуальным в период пандемии. Мария Евневич подчеркнула, что «Максидом» продолжит успешную практику готовых интерьерных решений в своих торговых точках. В компании следят за тенденциями и видят положительную динамику в продажах товаров, участвующих в интерьерных выкладках.
Как правило, в «Максидоме» внедряют какой-то тип экспозиций в одной или двух торговых точках, анализируют продажи и в положительном случае – повторяют в остальных. Интерьерные выкладки хорошо воспринимаются особенно поколением 25-35 лет, которые обустраивают свои первые квартиры. Для таких покупателей важна эмоциональная составляющая, они тяготеют к получению готовых интерьерных решений и дополнительных услуг. В компании есть специальное дизайн-подразделение, которое занимается оформлением торгового зала; вместе с аналитиками отдела маркетинга они выбирают товары, которые войдут в интерьерные решения. Это все требует определенных бюджетов. Также компания открыта к предложениям поставщиков, которые предлагают свои товарные запасы для экспозиций.
Эксперименты
Торговая компания «Максидом» работает на рынке 23 года и за этот период накопила большой опыт по преодолению различных ситуаций. Стратегия компании базируется на долгосрочном получении прибыли – «Максидом» всегда осторожен в плане внедрения новых технологий и экспериментов. «Мы не можем позволить экспериментировать, если не видим экономическую эффективность бизнес-модели. Уже четыре года мы размышляем о маркетплейсе, который мог бы быть интересен нашим поставщикам и нам. У нас только в офлайне 80 тыс. SQU, а с помощью онлайна появилась бы возможность предложить покупателям еще больший ассортимент. Но пока мы не нащупали экономику, продолжаем считать и обдумывать логистику.
Какие-то коллаборации с маркетплейсами гипотетически возможны, но мы не уверены, что это будет интересно с экономической точки зрения», – рассказала Мария Евневич.
Подробнее о том, какие решения планируют использовать ритейлеры, вы можете посмотреть в исследованиях INFOLine Рынок DIY России. Итоги 2019 года. Тенденции 2020 года. Прогноз до 2022 года и Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России 2020. Бесплатные демо-версии доступны для скачивания.
Материалы бизнес-лектория «Актуальная аналитика ритейла и маркетплейсов в постпандемический период» включают в себя подробный фото- и видеоотчет, а также презентации спикеров. Для этого Вам надо сделать запрос для предоставления презентаций, связавшись с нами по телефону +7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848 или по электронной почте retail@infoline.spb.ru.