Агентство INFOLine-Аналитика (www.infoline.spb.ru) выпустило рейтинг российских транспортно-логистических компаний, работающих по модели транспортного бизнеса «без активов», в соответствии с которой компанией используются только привлеченные транспортные активы, или по «смешанной модели», сочетающей схемы работы «с активами» и «без активов» (с превалированием схемы «без активов») по итогам 2019 года. Для компаний, работающих по «смешанной» модели, критерием включения в рейтинг является доля доходов от оказания транспортных услуг с использованием собственных и арендованных активов (по включенным в рейтинг компаниям составляла менее 50%, то есть в структуре бизнеса и продаж превалировала модель «без активов»). Рейтинг INFOLine Logistic Russia TOP
опубликован в газете «Коммерсант».
В соответствии с методологией рейтинга INFOLine Logistic Russia TOP в него включены логистические компании, которые оказывают клиентам услуги по осуществлению перевозок грузов всеми видами транспорта (в том числе сборных и контейнерных), экспедированию, управлению цепями поставок, складской логистике и таможенному оформлению грузов. При этом в рейтинг не включены кэптивные логистические компании, входящие в состав холдингов-грузовладельцев (промышленных предприятий и розничных сетей) и специализирующиеся на оказании транспортных услуг предприятиям холдинга, компании, оказывающие только услуги курьерской доставки, а также компании, основным видом бизнеса которых является оказание услуг по перевозкам грузов внутренним водным и морским транспортом.
В ТОП рейтинга крупнейших логистических операторов, работающих преимущественно по модели «без активов», INFOLine Logistic Russia TOP включены компании, выручка которых по итогам 2019 года превысила 5 млрд руб. без НДС. В соответствии с методологией рейтинга выручка компаний, которые занимаются в том числе перевозками по железной дороге, приведена с учетом тарифа ОАО «РЖД», так как они предоставляют клиентам комплексные логистические услуги. Рейтинг INFOLine Logistic Russia TOP включен в состав Обзора «Транспортная отрасль России 2020 года. Итоги 2019 года и перспективы развития до 2022 года».
Лидерство в рейтинге INFOLine Logistic Russia TOP по интегрированному показателю, учитывающему операционные (объем перевозок) и финансовые (выручку) показатели, по итогам 2019 года сохранило АО «РЖД Логистика», работающее по модели «без активов». В 2019 г. АО «РЖД Логистика» завершило реализацию крупного специализированного проекта, который был достаточно логистически выстроен и впоследствии выделен из бизнеса. Выручка, приведенная в сопоставимых условиях с учетом выделения проекта, выросла в 2019 г. на 41,5% до 36,3 млрд руб. (без учета выделения выручка снизилась на 11,3 %, а объем перевозок – на 25 % до 47,4 млн т).
Вторую позицию сохранило АО «ОТЛК ЕРА», увеличившее перевозки на 18,7% до 333 тыс. TEU и выручку на 18,9% до 27,1 млрд руб. В 2019 году компания перешла на «смешанную» модель, взяв в лизинг у АО «Сбербанк лизинг» 200 фитинговых платформ СЗАО «Осиповичский вагоностроительный завод». В TOP-5 рейтинга вернулась Группа «Major», показавшая рост выручки в 13,1% до 14,1 млрд руб. На шестое место переместилось российское подразделение Kuehne+Nagel, чья выручка увеличилась на 11,5% до 12,5 млрд руб.
Большинство компаний, вошедших в ТОП рейтинга, используют «смешанную» модель (информация об используемой компаниями модели представлена в таблице с операционными показателями).
* По группам компаний Deutsche Post DH (бизнес в России), «Major», «VESTA LLС», «Байкал-Сервис», «Крафтер» приведены агрегированные данные по РСБУ по компаниям, входящим в состав Группы с учетом видов деятельности (исключены компании, деятельность которых не связана с логистикой).
** Динамика выручки компании «РЖД Логистика» представлена к показателю 2018 года за вычетом крупного специализированного проекта, который был достаточно логистически выстроен и впоследствии выделен из бизнеса. (без учета выделения выручка снизилась на 11,3%)
*** Выручка российского подразделения Группы «FM Logistic» приведена согласно управленческой отчетности за финансовый год (с 1 апреля по 31 марта) и не учитывает выручку от копакинга.
**** Некоторые компании, работающие по модели «без активов» в транспортном бизнесе, используют «смешанную» модель или модель владения логистическими комплексами (складскими объектами).
Запросить дополнительную информацию и подробное описание методологии Вы можете здесь
Рейтинг INFOLine Logistic Russia TOP представлен в Обзоре «Транспортная отрасль России 2020 года. Итоги 2019 года и перспективы развития до 2022 года».