7-8 июня VII Всероссийский Антикризисный Форум собрал в Северной столице 170 производителей и дистрибьюторов на встрече поставщиков и топ-менеджеров торговых сетей Северо-Западного региона. Генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров выступил модератором одной из сессий и представил результаты исследования «INFOLine» «Собственные торговые марки сетей FMCG России. Итоги 2010. Прогноз до 2012 года».
В рамках первой сессии, посвященной обзору сетевой розницы Петербурга, генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров обозначил ключевые тренды развития ритейла FMCG. Он рассказал, насколько выросла емкость рынка товаров повседневного спроса и доля сетей на нем и какие операционные показатели продемонстрировали крупнейшие сети в 2008-2010 гг. Эксперт агентства «INFOLine-Аналитика» также представил динамику ввода торговых центров и гипермаркетов в Петербурге, оценку регионов с точки зрения насыщенности гипермаркетами; прокомментировал изменение поведения потребителей и новые вызовы конкурентной среды, причины неэффективности в ритейле и влияние ФЗ-381 на ценообразование.
Михаил Бурмистров отметил замедление роста розничного товарооборота, рост кредитования, активные траты населением на покупки. Генеральный директор агентства «INFOLine-Аналитика» подчеркнул: Россия обогнала Германию по РТО и входит в топ-10 стран мира по этому показателю – сможем ли расти дальше - большой вопрос, с учетом того, что уже сейчас некоторые сегменты торговли перенасыщены в регионах, что ведет к снижению показателей LFL и каннибализму.
По словам Михаила Бурмистрова, концентрация инвестиционной деятельности в FMCG ритейле продолжает расти. Согласно «Рейтингу торговых сетей FMCG России», подготовленному агентством «INFOLine», в 2010 году прирост торговых площадей по 90 сетям составил более 1 млн. кв. м. При этом на два крупнейших игрока рынка - "Магнит" и X5 Retail Group - пришлось 56% общей величины прироста площадей (с учетом приобретения X5 RetailGroup сети "Копейка", а также ряда региональных активов, среди которых сеть "Остров" и некоторые другие), - говорится в отраслевом обзоре «INFOLine». Для сравнения, в 2009 году величина аналогичного показателя составляла 48,2%, в 2008 году – 27,9%.
По прогнозам агентства «INFOLine», объемы ввода торговых центров в России в 2011 – 2013 гг. будут снижаться. В 2010 году были открыты ТЦ, строительство которых началось в 2006 – 2007 гг. Новые объекты начали закладываться только в 2010 году. Тем временем арендные ставки растут, и в 2011-2012 гг. этот рост ускорится.
Михаил Бурмистров обозначил основные направления повышения эффективности ритейлеров в России:
- оптимизация бизнес-процессов,
- категорийный менеджмент,
- развитие СТМ,
- логистика и прямой импорт.
В рамках сессии, посвященной собственным торговым маркам, генеральный директор «INFOLine-Аналитика» представил некоторые результаты исследования агентства «INFOLine» «Собственные торговые марки сетей FMCG России. Итоги 2010. Прогноз до 2013 года». Михаил Бурмистров начал свое выступление с признания того, что цели и результаты создания СТМ в России и в мире существенно разнятся. В России росту доли СТМ препятствуют неразвитость технической базы и низкий уровень конкуренции между поставщиками. В странах с развитой экономикой и современной торговлей доля СТМ в обороте сетей FMCG выше 20%, в России – 2%, в Санкт-Петербурге – 5%.
Михаил Бурмистров отметил, что ресурс роста маржинальности СТМ лежит в среднем ценовом сегменте. Эксперт подчеркнул, что успешная СТМ должна выигрывать у бренда гарантированным качеством и отношением цены и ценности. На практике, к сожалению, пока что в России это правило не соблюдается, и выход СТМ в средний сегмент затруднен.