Специалисты агентства «INFOLine» проанализировали эффективность более сотни розничных сетей с точки зрения количества магазинов, величины торговых площадей и чистой выручки. Эти показатели позволяют аналитикам видеть и понимать картину отрасли и оценивать потенциал развития игроков рынка. Операционные итоги 90 крупнейших сетей 2010 года демонстрируют тенденцию к консолидации на российском рынке FMCG, которая получит дальнейшее развитие в текущем году, - уверены в «INFOLine».
Концентрация в розничном секторе неизменно усиливается. Это вызвано резким снижением темпов роста большинства сетей второго эшелона и, наоборот, значительными темпами роста крупнейших мультиформатных сетей ("Магнит" и X5 Retail Group), ритейлеров, развивающих крупноформатные торговые объекты ("Ашан", "Метро", "О'Кей"), а также федеральных ритейлеров, ключевым форматом которых является дискаунтер ("Монетка").
Согласно «Рейтингу торговых сетей FMCG России», подготовленному агентством «INFOLine», в 2010 году прирост торговых площадей по 90 сетям составил более 1 млн. кв. м. При этом на два крупнейших игрока рынка - "Магнит" и X5 Retail Group - пришлось 56% общей величины прироста площадей (с учетом приобретения X5 RetailGroup сети "Копейка", а также ряда региональных активов, среди которых сеть "Остров" и некоторые другие), - говорится в отраслевом обзоре «INFOLine». Для сравнения, в 2009 году величина аналогичного показателя составляла 48,2%, в 2008 году – 27,9%.
Примечательно, что за 2010 год доля ТОП-10 компаний «Рейтинга торговых сетей FMCG России» в общей величине прироста торговых площадей по 90 сетям увеличилась до 81,2%. Таким образом, на все остальные российские сети пришлось лишь 19,7% прироста, что на 7,7% и на 14,8% меньше по сравнению с 2009 и 2008 годами соответственно.
«В России укрупнение и консолидация в продуктовой рознице сопряжены с технологическим развитием крупнейших отечественных сетей, - комментирует тенденции ритейла последних лет генеральный директор «INFOLine» Иван Федяков. Например, сеть «Магнит» на 4000 магазинов располагает 2642 грузовиками, 11 распределительными центрами (общей площадью 243 тыс.кв.м.), развивает собственные торговые марки (СТМ), на долю которых приходится 12,7% выручки. Используя свои прогрессивные технологии и опыт, крупнейшие российские сети смогут в дальнейшем развиваться и в других странах, как это делают те же «Wal-Mart», «Tesco», «Carrefour». Возможным отрицательным эффектом консолидации в отрасли является опасность того, что лидеры рынка могут использовать свои рыночные силы для оказания жесткого давления на поставщиков».