Аналитики INFOLine подвели итоги года в нефтегазовой отрасли и представили пятерку самых значимых событий.
Результаты деятельности нефтяной отрасли являются основной базой для формирования платежного баланса, поддержания курса национальной валюты, имеют ключевое значение для преодоления кризисных явлений. В 2010 году 44% доходов бюджета России и 20% ВВП сформировано нефтегазовой отраслью; дефицит бюджета без учета нефтегазовых доходов и внешних заимствований за последние 10 лет вырос с 1,7% ВВП в 2000 году до 13,7% ВВП в 2010 году. Нефтяной отрасли соответствует один из максимальных инвестиционных мультипликаторов, прежде всего за счет того, что более 94% используемого в нефтегазовой отрасли оборудования и материалов - отечественного производства.
Авария в Мексиканском заливе
Взрыв на плавучей буровой платформе Deepwater Horizon, арендованной британской компанией BP у компании Transocean, произошел 21 апреля в 200 км от Нового Орлеана. В момент аварии на ней работали 126 человек: 17 человек получили ранения, 11 погибли. Вскоре после взрыва платформа затонула.
British Petroleum потратила более 11 млрд. долл. на устранение последствий разлива нефти, выплатила около 2 млрд. долл. в качестве штрафов и компенсаций пострадавшим и властям США, 20 млрд. долл. концерн обязался внести на счет специального фонда, который займется помощью пострадавшим в дальнейшем. Чтобы покрыть все расходы от аварии, British Petroleum начала масштабную распродажу своих активов, которая должна принести компании 40 млрд. долл., 2010 году уже проданы активы на 21 млрд. долл.
«Авария в Мексиканском заливе изменила представление о размерах приемлемого риска при проведении морских операций, осложнила разработку сверхглубоких месторождений, снизила ожидания восполнения нефтяных запасов, что не могло не сказаться и на долгосрочной перспективе формирования нефтяных цен. В России же она ослабила позиции представителей отрасли, настаивавших на скорейшем освоении национального шельфа", – отметил генеральный директор RusEnergy Юрий Когтев.
Введение нового технического регламента
Внесены последние поправки в Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту". Проект постановления прошел последние согласования с Министерством промышленности и торговли России (24.11.2010), Министерством финансов России (23.11.2010) и Минздравсоцравития России (25.11.2010) и направлен в Министерство юстиции России.
Новый технический регламент предусматривает изменение норм по содержанию сероводорода и летучих меркаптанов в топочном мазуте, сроков выпуска в оборот автомобильного бензина с октановым числом не менее 92, соответствующего установленным техническим регламентом требованиям (классам). Техрегламент также предусматривает ограничение применения ряда антидетонационных присадок в автобензинах, используемых для повышения октановых чисел моторных топлив, влияние которых на окружающую среду до конца не изучено. Согласно новым нормам техрегламента, необходимо будет также указывать экологический класс моторного топлива в местах, доступных для приобретателей.
Создание Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси
1 июля 2010 года вступил в действие таможенный кодекс и единый таможенный тариф Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана. Создание единого экономического пространства на территории союза будет происходить в несколько этапов и должно окончательно сформироваться в течение 2 лет и завершится в 2011 году. Отменены экспортные пошлины на нефть в рамках Единого экономического пространства, что отчасти компенсируется экспортными пошлинами на нефтепродукты, экспортируемые за пределы Таможенного союза. В рамках соглашений по формированию Единого экономического пространства, поставки газа в Беларусь в 2011 году будут осуществляться по сниженным ценам – 220 долл. за 1000 кубометров. Казахстан получит на льготных условиях доступ к инфраструктурным объектам России и Беларуси для транспортировки нефти.
Начало освоения рынков Азиатско-Тихоокеанского региона
Развитие нового направления поставок нефти – из Восточной Сибири в Китай – стартовало с запуском китайского участка нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО) 29 августа 2010. Введено в эксплуатацию Ванкорского месторождения. Реализация этого значимого в политическом смысле проекта стало возможным благодаря предоставлению адресных налоговых льгот. Данный поход в стимулировании освоения новых месторождений нефти правительство планирует использовать и в дальнейшем.
Определение проблем и ориентиров развития отрасли до 2020 года
28 октября 2010 года Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл в г. Новокуйбышевске совещание по вопросу завершения проекта подготовки Генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 года, обозначив риски развития при современном подходе к государственному регулированию отрасли. В документе фактически опровергается возможность достижения целевых показателей развития нефтяной отрасли, обозначенных в Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной в ноябре 2009 года.
Ключевым ориентиром для выполнения проектов Генсхемы была обозначена политика сохранения уровня добычи нефти в размере 500 млн. тонн в год.
Лейтмотивом генеральной схемы явилась необходимость формирования новой системы налогообложения в российской нефтегазовой отрасли. В дополнение к действующим налогам (налог на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина), возможно, появится новый налог на финансовый результат (налог на дополнительный доход, НДД) применительно к новым проектам с целью заполнить существующий пробел между действующей общей системой налогообложения и специальным налоговым режимом соглашений о разделе продукции. Возможность применения НДД ограничивается отсутствием механизма расчета налогооблагаемой базы, рисками субъективной оценки рентабельности проектов и коррупционной составляющей, что требует дополнительной правовой проработки данного режима налогообложения.
В 2010 году специалисты ИА INFOLine провели исследование нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли России, предложили несколько сценариев дальнейшего развития до 2015 года, а так же в рамках исследования «Судостроительная промышленность 2010-2012 гг», выявили потребности в строительстве крупнотоннажных танкеров и добычных платформах, провели анализ целесообразности строительства новых верфей специально для подобного вида транспорта и погружных устройств.