По данным INFOLine, к концу 2010 года уровень добычи нефти в России превысил докризисный уровень и достиг наивысшего показателя за последние 20 лет. Однако инвестиционная привлекательность отрасли снижается из-за нестабильной налоговой политики и вытеснения из России международных компаний. По данным нового обзора ИА INFOLine «Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность России», в январе-октябре 2010 года совокупная добыча нефти, включая газовый конденсат, составила 419,8 млн. тонн, что на 2,2% больше соответствующего периода прошлого года. В 2010 году, по оценке экспертов, добыча нефти составит 502 млн. тонн. Показатели по добыче января-октября 2010 года превзошли аналогичный период 2008 года на 3,2%.
Наибольший прирост объемов добычи нефти наблюдался в этот период у ОАО "НК "Роснефть" (прирост добычи составил 6,5 млн. тонн или 7,4%), что обусловлено наращиванием добычи на Ванкорском месторождении и ОАО "Самаранефтегаз". ОАО "ТНК-ВР Холдинг" также обеспечило прирост добычи нефти в этот период около 1,6 млн. тонн (2,7% к январю-октябрю 2009 г.) за счет наращивания добычи Верхнечонского месторождения, Уватского проекта и месторождений Оренбургской области. В свою очередь, наибольшее снижение добычи нефти против соответствующего периода прошлого года наблюдалось у ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" (на 1,5 млн. тонн или на 2%) и ОАО "Сургутнефтегаз" (на 0,3 млн. тонн или на 0,5%). Аналитики объясняют это выходом действующих месторождений Западной Сибири и Поволжья на завершающие стадии добычи и изменениями в структуре запасов. Эксперты "INFOLine" подсчитали, что за период 2000-2010 гг. объем нефтедобычи в России увеличился в 1,5 раза. Объем переработки за этот же период вырос в 1,4 раза. При этом глубина переработки нефти в России составляет порядка 72% против 86-88% в Европе и 89-92% – в США. Отставание России от развитых стран по показателям эффективности нефтяной отрасли сохранится и до 2030 года.
Что касается нефтеперерабатывающей промышленности, то с одной стороны, новый технический регламент на нефтепродукты обязывает компании инвестировать в реконструкцию и строительство производственных мощностей по углублению нефтепереработки. С другой стороны, ряд нефтеперерабатывающих комплексов не способны привлечь достаточного объема инвестиций ввиду высокого износа оборудования и ограничений развития инфраструктуры. В этих условиях крупные компании нефтяной отрасли инвестируют только в наиболее перспективные активы на территории России, а также в развитие производства за ее пределами. Основной объем инвестиций в нефтяной отрасли России направляется в добывающий сектор, в результате технический уровень большинства российских заводов не соответствует мировым стандартам.
Как поясняет генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, «инвестировать в строительство новых перерабатывающих заводов опасаются не только зарубежные компании, но и отечественные. Примерный срок реализации проекта занимает 5 и более лет, а государство, в свою очередь, не может гарантировать неизменность параметров налогообложения экспорта нефтепродуктов и условий транспортировки по системе ОАО "Транснефть". Вследствие этого, для российских компаний более эффективными зачастую оказываются инвестиции в зарубежные, а не в российские нефтеперерабатывающие активы», - поясняет эксперт.
Специалисты подсчитали, что для сохранения уже достигнутого уровня добычи нефти в отрасль необходимо инвестировать до 2020 года не менее 8,75 трлн. рублей. При этом государство продолжает повышать налоговые изъятия (НДПИ, экспортные пошлины), сокращать государственную поддержку в сфере проведения геологоразведочных работ, ужесточать контроль со стороны антимонопольной, налоговой, таможенной служб и службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. По мнению специалистов ИА "INFOLine", из-за подобной политики, которая обеспечивает достаточный приток доходов в бюджет, в нефтедобывающей и перерабатывающей отрасли продолжают преобладать экстенсивные способы недропользования, наблюдается сокращение инвестиций в переработку добываемых топливных ресурсов. А реализация ряда приоритетных инвестиционных проектов оказывается экономически нецелесообразной.