Рынок локомотивов на прошлой неделе был подробно освещен в статье «Грузовой обгонит пассажирский» газеты «Коммерсантъ». В статье сообщается, что ЗАО «Трансмашхолдинг» объявило о намерении совместно с французской Alstom разработать и запустить в серийное производство новую модель грузового электровоза. Выпуск для РЖД создаваемых на базе еще не производящегося серийно электровоза ЭП20 локомотивов нового поколения будет осуществляться на мощностях Новочеркасского электровозостроительного завода. Согласно планам холдинга, прототип будет создан в апреле будущего года. Несмотря на участие в проекте французского транспортного концерна, эксперты считают заявленные ТМХ сроки его реализации слишком оптимистичными. По данным исследования «Рынок локомотивов России и стран СНГ» информагентства INFOLine, в 2009 году ОАО «РЖД» снизило по сравнению с 2008 годом объем инвестиций в модернизацию парка магистральных локомотивов: в 2008 году монополия закупила 460 электровозов и тепловозов, а в 2009 году — 355 единиц техники за 21,8 млрд руб. В этом году на закупку новых локомотивов и ремонт имеющихся планируется направить не более 35 млрд руб.
«В этой ситуации сложно говорить о перспективах семейства новых локомотивов, тем более что еще не доведена сама базовая модель», — отмечает генеральный директор INFOLine Иван Федяков. По его мнению, сроки реализации проекта 2ЭС5 могут быть сдвинуты. «Вместе с тем уровень потребности РЖД в новой технике гораздо выше, чем объем текущих закупок. Парк электровозов и тепловозов в настоящее время насчитывает 22 тыс. единиц техники, 90,5% из них — старше 15 лет. При стабильной инвестпрограмме железная дорога должна получать в год около 500 новых локомотивов, а с учетом того, что в первой половине 2000-х они практически не производились, — 1-1,2 тыс.», — говорит Иван Федяков. Эксперт считает, что с учетом доминирующего положения ТМХ на рынке (по итогам 2009 года в РФ выпущено 412 локомотивов, из них более 300 — предприятиями холдинга) и при условии «адекватной оценки перспектив рынка» руководство ТМХ, помимо проводимой в Новочеркасске модернизации действующих мощностей, может вложиться в строительство на их базе нового производства.