Стоит отметить, что в условиях кризиса игроки рынка DIY, например «Домовой», «Хоум Центр», «Максидом», были вынуждены оптимизировать бизнес-процессы, в т.ч. за счет закрытия нерентабельных торговых объектов и приостановки региональной экспансии. При этом некоторые сети, например, «Санта Хаус», закрыли большую часть своих торговых объектов. Аналитики ИА «INFOLine» отмечают, что сегодня сети DIY стремятся скорее не к расширению, а сохранению бизнеса путем оптимизации затрат и повышения эффективности. При этом, по мнению экспертов, положение международных сетей в России более стабильно по сравнению с отечественными игроками, поскольку у иностранных компаний сохранился доступ к источникам финансирования.
Эксперты ИА «INFOLine» отмечают, что несмотря на активную региональную экспансию крупнейших игроков DIY, многие региональные торговые объекты сетей убыточны при сравнительно высоких показателях эффективности в Москве и Санкт-Петербурге. Тройку лидеров в рейтинге сетей DIY, который составили эксперты ИА «INFOLine», по величине выручки в 2008 году занимают международные компании: IKEA, OBI и Leroy Merlin.
Эксперты прогнозируют значительное снижение показателей сетевой розничной торговли DIY и товаров для дома. Региональную экспансию продолжат только крупные международные ритейлеры. В I полугодии 2009 были открыты гипермаркеты Leroy Merlin в Краснодаре и Ростове-на-Дону, "К-Раута" в Ярославле, Castorama в Тольятти, OBI в Омске. Кроме того, на месте закрытых гипермаркетов "Максидом" (Ростов-на-Дону) и "Хоум Центр" (Краснодар) уже до конца 2009 года могут открыться гипермаркеты Castorama.
Также объемы выручки значительно сократятся по причине падения объемов нового строительства – на сентябрь 2009 года продолжается строительство, начатое еще в 2007 году. К тому же доходы населения заметно сокращаются, что приводит к отказу людей от запланированного ремонта или к выбору товаров более низкого ценового сегмента. Кроме того, специалисты ИА «INFOLine» прогнозируют, что продолжится закрытие нерентабельных торговых объектов. Также в условиях падения выручки можно ожидать даже банкротства ряда сетей. При этом наиболее сильно пострадает сегмент товаров для дома как наименее востребованный потребителями в условиях экономического кризиса. На данный момент относительно устойчивые позиции в данном сегменте занимает только сеть IKEA.
Справка:
ИА «INFOLine» - это информационно-консалтинговое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В ИА «INFOLine» входит: «INFOLine - Мониторинг» (оперативный сбор экономических новостей), «INFOLine - Аналитика» (разработка и реализация аналитических продуктов), «INFOLine – PR» (организация работы со средствами массовой информации), а также информационный портал «ADVIS.ru». Миссия «INFOLine» - способствовать повышению уровня эффективности ведения бизнес-процессов российских и зарубежных компаний.