Во многом это было связано с увеличением доли продукции отечественного производства. Так, только в прошедшем году были построены 4 завода корпорации ТехноНИКОЛЬ (в Кемеровской, Ульяновской областях и в Минеральных водах), завод URSA в Московской области, завод ГК «Минплита» в Челябинской области (см. карту). В то же время с осени 2008 года снижение импорта теплоизоляционных материалов было связано с ослаблением рубля и ростом цен на зарубежную продукцию.
По данным экспертов ИА «INFOLine», падение объемов строительства, несомненно, отразилось на рынке теплоизоляционных материалов – по итогам I квартала 2009 года производство снизилось на 10-15% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. По прогнозам INFOLine, во II-III кварталах в связи с началом строительного сезона падение производства будет не столь велико. А с учетом высказанных Правительством России намерений по выделению 440 млрд. руб. на поддержку строительства и жилищных программ, можно ожидать, что по итогам 2009 года падение производства в сегменте теплоизоляции не превысит 10%. Однако аналитики ИА «INFOLine» отмечают, что этот прогноз осуществим в том случае, если средства будут оперативно выделены и эффективно расходованы. В целом возобновление положительной динамики потребления теплоизоляционных материалов будет зависеть от того, насколько быстро будут преодолены кризисные явления в экономической сфере и на рынке строительства.
В то же время, несмотря на существующие сложности, в перспективе производителей стройматериалов ожидается всплеск спроса на их продукцию. Это случится после завершения острой фазы кризиса, когда спрос на жилую недвижимость начнет расти, а значит и активизируется строительство. Осознавая это, наиболее амбициозные производители продолжают наращивание мощностей. Так, если осенью 2008 года корпорация ТехноНИКОЛЬ заявила о заморозке инвестиционной деятельности на ближайший год, то уже этой весной обнародовала планы по установке новых линий и модернизации в 2009-2010 гг на заводах в Челябинске, Юрге, Черкассах.
В 2009 году в условиях кризиса вероятно исчезновение небольших компаний, появившихся в 2006-2007 гг., имеющих линии мощностью менее 100 куб. м. в год и еще не успевших наладить сбытовую деятельность. Преимуществом будут пользоваться игроки, не зависящие от поставщиков сырья и работающие по государственным заказам, наличие которых обеспечит стабильную загрузку мощностей. Например, такие крупные игроки, как «Термостепс» и ГК «Минплита» в 2009 году начали поставки базальтовой теплоизоляции на объекты, входящие в программу по капитальному ремонту многоквартирных домов г. Москвы на 2008-2014 гг.
Если говорить о региональной структуре распределения производственных мощностей, можно выделить ряд основных тенденций. По данным отраслевого обзора «Рынок теплоизоляционных материалов в 2008 году», регионом, концентрирующим крупнейшие производственные мощности теплоизоляционных материалов в России, является Центральный федеральный округ и это положение обусловлено лидирующим положением данного субъекта РФ на строительном рынке России. Наименьший объем мощностей сосредоточен в Дальневосточном федеральном округе, где наблюдаются самые низкие темпы строительства по России. По оценкам экспертов ИА «INFOLine», самые крупные мощности по выпуску изделий из каменной ваты и стекловолоконной продукции сосредоточены в Центральном округе (49,1% и 84,3% соответственно от общего объема мощностей России), а по выпуску XPS – в Приволжском федеральном округе (28,5%). Субъектами РФ, в которых в 2008-2009 гг. реализуются крупные инвестиционные проекты, являются Приволжский и Сибирский федеральный округа, что обусловлено неспособностью существующих производств в этих субъектах РФ обеспечить растущее потребление.По мнению аналитиков ИА «INFOLine», наиболее перспективным регионом для размещения производств является Южный федеральный округ, где наблюдается существенный дисбаланс между объемом существующих производственных мощностей и динамикой строительства, которая в ближайшие годы будет расти в связи с возведением Олимпийских объектов.
Справка:
ИА «INFOLine» - это информационно-консалтинговое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В ИА «INFOLine» входит: «INFOLine - Мониторинг» (оперативный сбор экономических новостей), «INFOLine - Аналитика» (разработка и реализация аналитических продуктов), «INFOLine – PR» (организация работы со средствами массовой информации), а также информационный портал «ADVIS.ru». Миссия «INFOLine» - способствовать повышению уровня эффективности ведения бизнес-процессов российских и зарубежных компаний.