Проведённая 7 июня 2016 года агентством INFOLine сессия «Самые быстрорастущие и самые эффективные. Анализ TOP-1000 крупнейших торговых сетей» в очередной раз подтвердила статус ключевого делового события для российского рынка ритейла. Информационно-аналитическое агентство INFOLine подготовило для более 400 участников сессии последние данные о развитии отрасли, а также представило подробный прогноз развития рынка на ближайшие годы. Эта информация основана на ежегодных исследованиях агентства — «INFOLine Retail Russia ТOP-100. Тенденции 2016 года. Прогноз до 2018 года» и рейтинге крупнейших ритейлеров России INFOLine Retail Russia TOP-100, чьи показатели регулярно публикуются в ведущих деловых изданиях России и результатам которых доверяют ключевые игроки рынка.
— Рынок российского ритейла по итогам 2015 года упал в товарной массе на 10%, при этом Food — на -9,2% , Non-Food — на -10,7%, — сказал в своём докладе о состоянии рынка Иван Федяков, генеральный директор ИА INFOLine. — В начале 2016 года падение замедлилось, но всё ещё продолжается: в I квартале мы наблюдаем снижение на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го. При этом ТОП-100 сетей составляют треть розничной торговли, объединяя на начало 2016 года более 66 тыс. магазинов площадью 25 млн. кв. метров и с совокупной выручкой более 6,2 трлн. рублей без учёта НДС.
Порог вхождения по итогам 2015 года в ТОП-100 составляет 13 млрд. рублей, и по итогам 2015 года 33 сети снизили выручку, при этом несколько из них вышли из ТОП-100 — такие как ХОЛОДИЛЬНИК, «Стокманн», Prisma, недотянув до порога вхождения.
Самым быстрорастущим ритейлером по приросту выручки (без НДС) в 2015 году стала нижегородская сеть «Бристоль» (ООО «Альбион-2002»), стремительно ворвавшаяся в рейтинг INFOLine сразу на 71 место. Эта сеть занимается преимущественно продажей алкогольной продукции, и за год увеличила свою выручку более чем вдвое — на 109%: с 7,7 млрд. руб. в 2014 году до 16 млрд. руб. в 2015-м. Правда, фактически вдвое же увеличив при этом и количество магазинов (с 1108 в 2014 году до 2014 в 2015-м), и общую торговую площадь (со 133 тыс. кв. метров до 241,7 соответственно).
Ненамного от сети «Бристоль» отстают по приросту выручки красноярская сеть магазинов низких цен «Светофор» (ГК «Торгсервис») и «Магнит-Косметик» (ПАО «Магнит»): 105,9% и 103,1% — с 17 до 35 млрд. руб. и 19,8 до 40,1 млрд. руб. соответственно.
Неудивительно, что эти две сети показали и самый стремительный рост по итогам года: «Светофор» поднялся на 28 пунктов, перелетев с 66 места на 38, «Магнит-Косметик» — на 27 пунктов, поднявшись с 60 места на 33. Самый стремительнорастущий фаворит прошлого года, специализирующаяся на продаже алкоголя челябинская сеть «Красное&Белое», в этом году продолжает подъём, поднявшись на 12 пунктов — с 26 на 14 место — и показав 75,5-процентный прирост выручки (с 47 до 82,5 млрд. руб.).
Самое стремительное падение выручки показала ГК «Спецобслуживание» (сети «Дети», «Здоровый малыш») — на 47,6%, с 26,7 млрд. руб. в 2014 году до 14 млрд. руб. в 2015-м, — переместившись с 40 места на 87. Ещё одним ярким аутсайдером стала сеть «Техносила», показав падение выручки на 31,7% и переместившись с 48 места в рейтинге INFOLine на 74. 25% выручки лишилась сеть «ЦентрОбувь», упав с 35 на 44 место в рейтинге.
Рейтинг крупнейших ритейлеров России INFOLine Retail Russia TOP-100 является универсальным проводником по рынку ритейла в России, ведь он даёт исчерпывающе детальную информацию об игроках, ведущих здесь свой бизнес. Работа по его формированию ведётся круглогодично, а актуальность исследования российского рынка ритейла в условиях неблагоприятной ситуации на потребительском рынке заметно возросла.