Важным фактором прекращения снижения арендных ставок в сегменте крытых вагонов станет частичная переориентация в 2016 году некоторых грузоотправителей с автомобильного на железнодорожный транспорт в связи с введением в России с 15 ноября 2015 года платы за проезд большегрузных автомобилей (с массой более 12 тонн) по федеральным автомобильным дорогам (с 15 ноября 2015 года размер платы составит 1,53 руб. за км, с 1 марта 2016 года – 3,06 руб за км). Такой вывод содержится в исследовании
"Рынок грузового железнодорожного транспорта России. Тенденции 2015 г. Прогноз до 2018 г.", подготовленном специалистами INFOLine. При этом подобная переориентация будет происходить параллельно с расширением использования большекубовых (объем кузова более 155 куб. м.) крытых вагонов.
Динамика цен и арендных ставок на крытые вагоны в 2010-2014 гг. и прогноз до 2018 г.
Источник: INFOLine
Нужно отметить, что в настоящее время парк крытых вагонов в России насчитывает 67,3 тыс. единиц, что составляет 5,6% от всего подвижного состава. При этом количество списаний уже в 2014 году превысило закупки и на сегодняшний момент предложение крытых вагонов превышает спрос. Грузооборот этого вида подвижного состава по итогам I полугодия 2015 года сократился на 2% по сравнению с аналогом прошлого года, а средняя дальность перевозок, наоборот, выросла на 4,1% и достигла 2226 км. В структуре грузооборота крытых вагонов по типам сообщения превалируют внутренние перевозки, доля которых составляет 61,3%.
Крытые вагоны являются одним из универсальных типов вагонов, в которых можно перевозить широкую номенклатуру грузов. На данный момент около 16% здесь составляют перевозки стройматериалов, 8% приходится на химикаты и соду, еще 8,6% - бумагу, 7% - металлы. По итогам первого полугодия 2015 года перевозки в крытых вагонах большинства видов грузов сократились. Так, строительные грузы упали на 18,7%, химикаты и сода – на 15,5%. В то же время лесные грузы приросли на 10% по отношению к показателю первого полугодия 2014 года.