По итогам девяти месяцев 2015 года общее число судов, сданных в эксплуатацию, составило 98 единиц. Это на 20% меньше количества кораблей, выстроенных за тот же период в 2014 году. Снижение наблюдается и в совокупном тоннаже сданных судов, который сократился почти в три раза и составил 117,5 тыс. единиц против 327 тыс. в прошлом году. На фоне общего снижения строительства кораблей, наблюдается резкое увеличение создания военных судов. Из 98 всех кораблей, 50 относится к военной сфере. Таким образом, гражданские суда составляют всего 50% от общего количества кораблей, а доля затраченного на них бюджета составила всего 10% (5,8 млрд) от общего объема. (Для сравнения: на военные суда потрачено 60 млрд).
Динамика совокупного тоннажа переданных заказчикам российскими верфями
По данным INFOLine
Эти выводы позволили сделать данные агентства «INFOLine - Аналитика», полученные на основе постоянного мониторинга исследования «Судостроительная промышленность РФ. Итоги 2014 года. Тенденции 2015 года. Прогноз до 2020 года» и рейтинга крупнейших судостроительных предприятий Infoline Shipbuilding Russia Top. Проекты включают общую характеристику судостроительной области, описание крупнейших судостроительных организаций и прогноз развития отрасли на ближайшие 5 лет.
Сложившуюся ситуацию в судостроительной сфере и, в частности, значительное сокращение гражданского судостроения для газеты «Коммерсант.ру» прокомментировал руководитель агентства «INFOLine - Аналитика», Михаил Бурмистров. По его словам, основной проблемой российских верфей является неспособность «сформировать привлекательные по соотношению технических характеристик и цены" предложения в ряде ключевых сегментов гражданского судостроения, например, в строительстве рыбопромыслового флота. Это во многом происходит из-за традиционных проблем отечественного судостроения — «низкого уровня серийности судов, загрузки мощностей и избыточности персонала». В сегменте модернизации существующего рыболовного флота российские судостроители также не могут предложить альтернативы зарубежным верфям из-за отсутствия у них "конкурентоспособных проектов". Кроме того, глава «INFOLine» указал еще одну серьезную проблему, не позволяющую эффективно использовать мощность судостроительных предприятий: существование административного ресурса, направленный на концентрацию ключевых шельфовых заказов на строящейся верфи "Звезда" (подконтрольна консорциуму "Роснефти" и Газпромбанка).
Основные тенденции и прогнозы агентства от «INFOLine - Аналитика» в судостроительной сфере представлены в исследовании «Судостроительная промышленность РФ. Итоги 2014 года. Тенденции 2015 года. Прогноз до 2020 года».
Рейтинг INFOLine Shipbuilding Russia TOP по итогам 9 месяцев 2015 года
По данным INFOLine