Свяжитесь прямо сейчас:
+7 812 322 6848 или +7 495 772 7640
mail@infoline.spb.ru или Задать вопрос
 

Рады сообщить Вам, что общеотраслевой рейтинг ста розничных сетей России INFOLINE RETAILER RUSSIA TOP-100 сформирован. Результаты кропотливой работы наших специалистов, проанализировавших операционные показатели более 1000 розничных сетей, были успешно представлены 9 июня в Москве, в конференц-зале Lotte Hotel Moscow. Рейтинг составлен, исходя из показателей выручки сетей по итогам 2009 и 2010 гг. (в рублях), количества магазинов по итогам 2009 и 2010 гг. (в штуках), торговой площади по итогам 2009 и 2010 гг. (в кв. м.), долговой нагрузки (в рублях) и LFL (в процентах)... подробнее




31.12.2010  

ИТОГИ 2010-Ритейлеры готовятся к M&A и новым лоббистским войнам в 2011 году.

Неурожайный 2010 год был щедрым на события в розничной торговле: X5 Retail Group купила Копейку, Wal-Mart ушел из России, Окей провел IPO, а война акционеров Ленты дошла до драки в лучших традициях 1990-х.

Нервозности рынку добавили новый закон о торговле и засуха, но подешевевшие банковские кредиты вселили в ритейлеров оптимизм. В 2011 году они готовятся к новым сделкам M&A, обострению конкуренции и лоббистской борьбы: предвыборный год сулит торговцам очередную волну "закручивания гаек".

КНУТ ТОРГОВЛИ

"Главное событие года - что был принят несправедливый, дискриминационный для отрасли закон. Мы ждем смягчения норм этого закона в следующем году", - сказал глава второй по величине российской сети Магнит Сергей Галицкий.

Закон запретил торговым сетям брать с поставщиков бонусы свыше 10 процентов, установил предельные сроки оплаты товаров и ограничил компании 25-процентной рыночной долей в отдельно взятых районах и крупных городах.

Депутаты пугали ритейлеров оборотными штрафами и ограничением торговых наценок, но больше нагоняли страху. Максимальный штраф за нарушение нового закона - 5 миллионов рублей - сумма для крупных сетей не смертельная.

"От него (закона) - ни холодно, ни жарко никому", - признается глава сети Вестер Олег Болычев.

Но расслабляться рано: законодатели обещают сетям вернуться к теме оборотных штрафов в новых поправках. Сильнее других последствия нового закона ощутила на себе X5 Retail Group, которая должна продать или закрыть 27 из почти 700 магазинов свежекупленной сети Копейка, чтобы не превышать антимонопольного порога.

"Год будет сложным для нас, лоббистская война продолжится", - считает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский.

"Это предвыборный год, а ритейлеры - очень хорошая мишень для популизма. Общественное мнение будет стараться пнуть нас посильнее".

РЫНОК ДВИЖЕТСЯ, СТРОЙКА СТОИТ

Если отбросить политические риски, российский розничный рынок "внушает оптимизм", считает Сергей Галицкий. Потребительский спрос восстанавливается на фоне роста доходов: инвестбанки Ренессанс и Nomura прогнозируют повышение среднедушевого дохода россиян на 3-3,4 процента в 2011 году и ждут роста оборота розничной торговли на 13-13,4 процента.

На волне роста спроса лидеры рынка X5 и Магнит заложили в 2011 году небывалые инвестбюджеты - $1,3 и $1,5 миллиарда соответственно, обещая открыть рекордное число новых магазинов.

Крупные розничные сети значительно опережают темпы роста рынка: X5 Retail Group прогнозирует рост выручки в 2011 году минимум на 20 процентов, Дикси - на 25, а Магнит - более чем на 36, за счет агрессивной экспансии.

Ускорить темпы развития планируют Окей, Дикси и Metro Group, в минувшем году запустившая в России новую сеть гипермаркетов электроники Saturn.

"Год был очень контрастным - в первой половине проявились последствия кризиса, а во втором полугодии мы увидели очень позитивную динамику. В следующем году... мы ожидаем выйти на докризисные темпы, когда в среднем ежегодно компания увеличивала сеть на 7-8 гипермаркетов", - сказала представитель Metro Cash & Carry Оксана Токарева.

Ритейлерам есть за что бороться: в России по-прежнему не хватает магазинов современных форматов - их доля в общем торговом обороте едва превышает 40 процентов. К 2016 году сети при нынешних темпах развития доведут ее до 61 процента, достигнув уровня Турции и Венгрии, но все еще будут сильно отставать от рынков западной Европы, считает аналитик ВТБ Капитала Мария Колбина.

Единственное препятствие на пути к докризисному рывку - слабый рынок торговой недвижимости.

"Пока нет уверенности, что все хорошо - нет восстановления в строительстве", - говорит глава сети Вестер Болычев.

Это подтверждают данные консалтинговой компании Cushman & Wakefield: в 2010 году ввод новых торговых центров по России в целом упадет до 1,1 миллиона квадратных метров с 1,72 миллиона в 2009 году, а в Москве сократится более чем на треть, до 370.000 квадратных метров.

В 2011 году Cushman прогнозирует лишь небольшой рост объемов строительства на московском рынке - на 8 процентов, до 400.000 квадратных метров.

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА

Уходящий год ознаменовался самой крупной в российской рознице сделкой M&A: покупкой Х5 сети Копейка за рекордные $1,64 миллиарда. Продажа Копейки не обошлась без драмы: Х5 перебила предложение мирового розничного лидера Wal-Mart, который после сообщения о сделке объявил о закрытии своего офиса в России по причине отсутствия "четко обозначенных партнеров для приобретения".

Год назад ровно с той же формулировкой российский рынок покинула вторая по величине торговая сеть в мире Carrefour. Впрочем, гиганты ушли ненадолго и могут вернуться, договорившись об альянсе с X5 или Магнитом, убеждены эксперты и участники рынка.

"Мы видим возможности для экспансии глобальных компаний розничной торговли в виде совместных предприятий или других форм партнерства с местными операторами, в особенности, с X5", - указывает в обзоре аналитик Nomura Михаил Терентьев.

Другая крупная сделка 2010 года была связана с консолидацией 100 процентов сети Седьмой Континент в руках бизнесмена Александра Занадворова, который также договорился купить активы ритейлера Мосмарт. Объединение этих сетей может образовать привлекательную для последующей перепродажи компанию. Потенциальными покупателями Седьмого Континента могут быть та же X5, немецкая Metro AG или австрийская сеть Billa, считает аналитик Ренессанс Капитала Наташа Загвоздина. Интерес может проявить и французская Auchan Group, развивающая в России гипермаркеты Ашан и супермаркеты Атак, схожие с Седьмым Континентом по формату.

"Сделки M&A активизировались, и этот процесс продолжится. Думаю, через пять лет на рынке останется максимум 7-8 крупных игроков с выручкой свыше $2 миллиардов", - считает Болычев. Созданная им сеть в 2010 году также сменила владельца: контроль в Вестере перешел за долги к Сбербанку с правом экс-собственников на обратный выкуп бизнеса.

В непродуктовой рознице потенциально интересные объекты для поглощений - компании М.Видео и Аптечная сеть 36,6, считает Загвоздина из Ренессанс Капитала. (Рейтер 31.12.10)

| Увеличить текст | Версия для печати | Отправить | Просмотров: 477 |
Изменить шрифт:
| Рейтинг новости: 1 2 3 4 5    Нет голосов

Поместить ссылку в:

Возврат к списку

 

11.04 09:21

11.04 08:09

10.04 06:43

10.04 06:33

10.04 02:03

10.04 11:20

10.04 11:17


 
Карта Контакты

Copyright © 2025: Информационное агентство “INFOLine” - маркетинговые исследования
Санкт-Петербург: +7 812 322 6848, Москва: +7 495 772 7640
электронная почта: mail@infoline.spb.ru
Адрес в Санкт-Петербурге: 199155, Россия, Санкт-Петербург, пр.КИМа, дом 28
ИНФОЛайн тел. +7(812)3226848 Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-37500 от 15.09.2009 г. Роскомнадзор Москва

Мы принимаем к оплате:
  


Яндекс цитирования