Минэкономразвития инициировало обсуждение плана-графика разработки новой системы железнодорожных тарифов. В рамках этой работы кроме прочего планируется формирование параметрической модели и методологии расчета составляющих тарифа на грузоперевозки, определение уровня тарифов по конкретным грузам. Ввод в действие нового прейскуранта запланирован на 2026 год.
РЖД в новой концепции расчетов предлагает перейти к территориально дифференцированным тарифам, когда на основе поучастковой себестоимости будут сформированы тарифы по конкретным направлениям. Вопрос дискуссионный, поскольку новая модель приведет к росту расходов грузоотправителей и операторов вагонов при оплате порожнего пробега.
В связи с этим грузоотправители предлагают посчитать обе системы, чтобы в итоге выбрать наиболее эффективную, а операторы считают необходимым повысить прозрачность тарифа РЖД.
«Действующая тарифная система проходит масштабную проверку на релевантность новой экономической и геополитической реальности, – поясняет ситуацию гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, – то есть к условиям, для которых характерны нестабильность курса рубля с его последующим переукреплением в условиях дисбаланса экспорта и импорта, ускорение промышленной и потребительской инфляции. Происходит это на фоне санкционных ограничений, вызвавших необходимость в кратчайшие сроки переориентировать экспортные и импортные грузопотоки с европейского направления в сторону стран Азии в условиях серьезных инфраструктурных ограничений на Восточном полигоне железных дорог.
Эту проверку уже не выдержал принцип долгосрочной формулы тарифа, которая базировалась на потребительской инфляции. Но после беспрецедентно резкой и неожиданной дополнительной индексации на 11% с трехмесячной отменой скидок для экспортных перевозок угля вопрос концептуального обновления тарифной системы приобрел не только особую актуальность, но и высокую срочность, продиктованную проблемами убыточности экспортных поставок у ряда ключевых грузообразующих отраслей (в первую очередь металлургической) в создавшемся экономическом ландшафте».
По мнению эксперта, основополагающий и ключевой фактор для успешного обновления тарифной системы – это четкое понимание цели и приоритетов в масштабах экономики. В случае, если РЖД остается компанией, полностью принадлежащей государству, данной целью может стать содействие эффективной адаптации российской промышленности, работа по сохранению и развитию ее производственного потенциала при изменении направлений экспорта и импорта.
В таком случае и при условии резкого увеличения объемов государственной финансовой поддержки в адрес ОАО «РЖД» на первый план выходит фактор прозрачности элементов тарифа и фактических расходов, которые несет перевозчик, считает Михаил Бурмистров. В первую очередь здесь следует говорить о давно назревшем выделении инфраструктурной и локомотивной составляющих в тарифе и в отчетности РЖД, а также о ревизии элементов, уже ставших «рудиментами» периода, когда основная часть парка вагонов находилась в собственности перевозчика.
Аналитик уверен: «Пока не решены базовые вопросы в части прозрачности хотя бы основных элементов тарифа и расходов на них, идея перехода от среднесетевой себестоимости к поучастковой выглядит совершенно утопичной. Последняя требует принципиально иного – более высокого – уровня прозрачности расходов и доверия к информации о структуре расходов естественной монополии. И это без учета, например, вопроса о том, как в тарифе при переходе к поучастковому подходу будут учтены инвестиции в модернизацию БАМа и Транссиба, которые даже при наиболее консервативном сценарии к 2025 году превысят 1,5 трлн руб.».
Вопрос перекрестного субсидирования перевозок в условиях ценовой дискриминации грузов, относящихся к различным тарифным классам, в принципе не имеет решения, которое устраивало бы все отрасли, убежден Михаил Бурмистров. И основной риск здесь связан с тем, что решение будет принято в пользу отраслей, имеющих большие лоббистские возможности, а не таким образом, чтобы обеспечить сбалансированный рост и трансформацию экономики.
«Учитывая высочайшую сложность задачи полного обновления тарифной системы, особенно в условиях, когда из-за санкций грузовая база и основные экспортные маршруты меняются буквально на глазах, целесообразным может быть создание механизма автоматического изменения тарифа для экспортных перевозок в зависимости от фактических цен продажи российских товаров на международном рынке и курса рубля по отношению к валютам стран основных торговых партнеров. Это позволит решить локальные проблемы убыточности экспорта, например, в категории металлопродукции, перераспределить тарифную нагрузку с учетом доходов экспортеров, снизить уровень лоббистского давления на ведомство, осуществляющее регулирование тарифа, со стороны основных экспортных отраслей (угольной, нефтяной, металлургической) и в более спокойном режиме в адекватные сроки осуществлять разработку нового тарифного прейскуранта», – резюмирует руководитель «INFOLine-Аналитики».
Результаты мониторинга самых актуальных событий отрасли вы получите, подписавшись на услугу «Тематические новости: железнодорожный транспорт РФ и зарубежных стран». Структура ежедневных выпусков:
- Общие новости железнодорожного транспорта
- Госрегулирование
- Нормативные документы
- Железнодорожные грузовые перевозки
- Международное сотрудничество
- Отраслевые мероприятия
- Новости ОАО «РЖД»
- Новости дочерних компаний ОАО «РЖД»
- Новости региональных железных дорог
- Новости частных операторов железнодорожного состава
- Инвестиционная и логистическая деятельность грузовладельцев
- Новости лизинговых компаний
- Развитие железных дорог
- Новости зарубежных железных дорог
Получить тестовое обслуживание на месяц.
Больше информации вы найдете в исследовании «Транспортная отрасль России. Итоги 2021 года и тенденции 2022 года». Обзор содержит:
- Макроэкономические показатели транспортной отрасли
- Мониторинг важнейших изменений в законодательстве в транспортной отрасли
- Показатели деятельности железнодорожного транспорта с выделением структуры
- Автомобильный транспорт
- Воздушный транспорт
- Перспективы развития транспортной отрасли: влияние санкций
Запросить демо-версию исследования
С любыми вопросами вы можете обратиться к нашим специалистам: transport@infoline.spb.ru, (495) 772-76-40, (812) 322-68-48.