Транспортная сеть России вследствие масштаба территории страны является одной из самых протяженных в мире. Она включает в себя 1,171 млн. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 86 тыс. км железнодорожных путей общего пользования и 34 тыс. км путей необщего пользования, 102 тыс. км водных судоходных путей, 250 тыс. км трубопроводов.
На дорогах России находится более 100 тыс. искусственных сооружений: автомобильных и железнодорожных мостов, путепроводов, эстакад, виадуков. Общая протяженность более 4,4 млн. пог. м.
Исследование INFOLine «Дороги и искусственные сооружения России. TOP-30 крупнейших проектов строительства и реконструкции дорог. Итоги 2017 г. Перспективы до 2020 г.» показало, что большинство искусственных сооружений было построено в Советском Союзе в 50 – 80 годы. При среднем установленном межремонтном сроке мостов в 20 – 50 лет и ежегодном вводе после строительства и реконструкции около 200 сооружений становится очевидным, что тысячи искусственных сооружений на территории России требуют капитального ремонта.
Количество искусственных сооружений на автомобильных дорогах
по субъектам РФ на начало 2018 г., шт.
![Карта к новости.png Карта к новости.png](/upload/medialibrary/b6d/b6da7e05f6939f6320fb5e93a234c90f.png)
Источник: INFOLine
В последние годы участились случаи аварийного разрушения мостов и растут негативные последствия подобных техногенных катастроф. По подсчетам INFOLine, только за 2015 – 2018 гг. зафиксировано более ста происшествий полного и частичного разрушения сооружений с полной потерей функционального назначения объекта (без учета сообщений об аварийном состоянии, трещинах, ямах и т.д.). Помимо потери транспортной доступности населенных пунктов, которые в некоторых случаях теряли связь в том числе с медицинскими и продовольственными пунктами, разрушения приводили к тяжелым и смертельным травмам участников событий и серьезным экономическим потерям из-за простоя людей и грузов.
В 2016 году в России произошло несколько крупных разрушений искусственных сооружений. В Якутии разрушился автомобильный мост на федеральной трассе «Колыма» через реку Эльга. Поток воды снёс подъезд к мосту, рухнули две бетонные плиты. На несколько дней была перекрыта федеральная трасса: было прервано сообщение между Якутском и Магаданом. В Приморском крае из-за селевых потоков и ливней было разрушено 9 мостов. Отрезанными оставались 17 населенных пунктов в шести районах края.
В конце 2018 года произошло сразу несколько масштабных разрушений. В Амурской области два пролета путепровода упали на пути железнодорожной станции в городе Свободный, обрушение произошло во время проезда по мосту грузовика. Водитель получил травмы, в месте падения конструкций моста оказался грузовой поезд на стоянке, который был серьёзно повреждён. На два дня было парализовано движение поездов по Транссибирской магистрали.
В Лазаревском районе Сочи в результате паводка произошло повреждение автодорожного моста на федеральной трассе «Джубга – Сочи»: разрушен 20-метровый участок. Пострадавших нет, однако оказался полностью перекрыт проезд по федеральной трассе между Сочи и Туапсе на двое суток (36 часов), существенные ограничения по автомобильному движению были еще несколько недель в период восстановительных работ. В то же время произошло частичное обрушение железнодорожного моста, приведшее к полной остановке пассажирского и грузового сообщения на несколько суток.
Средний возраст мостов растет, но на данный момент в России не реализуется общегосударственной программы, направленной на капитальную реконструкцию искусственных сооружений. По мнению INFOLine, это необходимая и единственная эффективная мера для исправления сложившейся ситуации, в противном случае число техногенных катастроф на дорогах России и их негативных последствий будет неуклонно расти.
Проанализировав состояние дорог и искусственных сооружений России, информационно-аналитическое агентство INFOLine выпустило Исследование «Дороги и искусственные сооружения России. TOP-30 крупнейших проектов строительства и реконструкции дорог. Итоги 2017 г. Перспективы до 2020 г.». Исследование включает в себя данные о нынешнем состоянии отрасли: параметрах и финансировании, ключевых игроках и перспективах развития. Объемную часть продукта составляет описание тридцати крупнейших проектов строительства и реконструкции дорог.