Розничные продажи алкоголя в России могут достигнуть 3,3 трлн рублей в 2025 году и продолжат рост на уровне 11% в год до 4,9 трлн к 2029 году
В России растет культура потребления алкоголя и интерес к качественной продукции на фоне развития специализированного ретейла и онлайн-форматов продаж, роста внутреннего производства и увеличения доли премиальных категорий напитков.
Российский рынок алкоголя характеризируется высокой устойчивостью к макроэкономической нестабильности и низкой эластичностью спроса. В 2020–2024 годах рынок алкоголя демонстрировал устойчивый рост во всех ключевых сегментах со среднегодовыми темпами на уровне 10,8% до 2,9 трлн рублей по итогам 2024 года. Лидерами по динамике стали тихие и игристые вина, продажи которых увеличивались в среднем на 14,0% ежегодно в денежном выражении, а также сегмент крепких напитков (за исключением водки) – рост 15,0% в год. Пиво и слабоалкогольные напитки росли в среднем по 9,3% ежегодно.
Розничные продажи алкоголя в России в 2025 году могут вырасти на 13,1% по сравнению с 2024 годом до 3,3 трлн рублей, в том числе, продажи вина могут показать рост на 14,7% до 0,63 трлн рублей, продажи крепкого алкоголя (без водки) – на 17,2% до 0,73 трлн рублей, пива и слабоалкогольных напитков – только на 11,7% до 1,3 трлн рублей. То есть, вино и крепкие напитки остаются ключевыми сегментами, в рамках которых активно растет спрос и продажи.
Согласно прогнозам, в 2025–2029 гг. рынок розничных продаж алкоголя в целом будет расти в среднем на 10,8% в год до 4,9 трлн рублей.
Спрос смещается в сторону более дорогих и качественных напитков. По прогнозам, доля премиум-сегмента на рынке розничных продаж тихих и игристых вин к 2029 году вырастет в 1,5 раза до 19,8% в натуральном выражении и на 6,7 п.п. до 32,8% в денежном выражении. На рынке крепкого алкоголя (кроме водки) доля премиум-сегмента вырастет на 3,4 п.п. в натуральном выражении до 25,9% и на 6,2 п.п. в денежном до 39,9%.
С учетом роста продаж алкоголя, а также переориентации потребителей на более дорогой и качественный алкоголь, существует значительный потенциал для расширения сетей специализированных магазинов, особенно в Центральном, Южном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. К 2029 году количество сетевых объектов специализированной розницы имеет потенциал роста примерно вдвое, на 63,3 тыс. (38,4 тыс. объектов на конец 2024 года).
Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-Аналитики»:
«Российский рынок алкоголя переживает эпоху ренессанса, движимую двумя фундаментальными силами: растущим запросом на премиальное качество и активным развитием отечественного производства. Розничные продажи алкоголя остаются одним из самых динамичных секторов потребительского рынка с потенциалом роста в среднем на уровне 11% в год до 4,9 трлн рублей в среднесрочной перспективе – до 2029 года. Развитие российского виноделия и производства качественных дистиллятов не только меняет потребительские привычки, но и вносит весомый вклад в развитие национальной экономики.
В этих условиях именно специализированная розница становится ключевой площадкой для диалога с потребителями и демонстрации силы российских брендов. Она выполняет критически важную роль — обеспечивает близость к потребителю, формирует экспертизу, предлагает тщательно отобранный ассортимент и предоставляет возможность тактильного выбора и консультаций. Развитие онлайн-продаж алкоголя по модели самовывоза (click&collect) является органичным продолжением розницы, что позволяет обеспечить уже привычный многим покупателям уровень онлайн-сервиса и законодательно-корректную, безопасную продажу алкогольной продукции, формируя как устойчивый рост, так и развитие ответственной культуры потребления.
К премиуму в сегменте прочих крепких алкогольных напитков (кроме водки) относится алкоголь с розничной ценой от 20 тыс. руб. за дкл (то есть от 1000 руб. за 0,5 литра), а водки - от 14 тыс. руб. (то есть от 700 руб. за 0,5 литра). В 2025 году рост продаж премиум-категорий в крепких алкогольных напитках ускорился, при этом водку в премиум постепенно замещают более дорогие напитки – виски, ром, джин, текила, ликеры, аперитивы, биттеры. В структуре продаж водки также растет доля премиальных позиций, что в том числе связано с увеличением потребления коктейлей. Ритейлеры и производители расширяют премиальные линейки и фокусируются на них при запусках новинок. При этом для молодых потребителей более существенное влияние при выборе крепкого алкоголя играет эффективность маркетинговых коммуникаций бренда».
По данным INFOLine, тренд на рост потребления вин и крепкого алкоголя (без водки) сохранится в среднесрочной перспективе и продолжит определять структуру спроса до 2029 года. Рост внутреннего производства тихих и игристых вин формирует расширенное предложение продукции в востребованных ценовых сегментах, что является важным фактором роста спроса на продукцию.
Рынок вина в России
Сегмент тихих и игристых вин демонстрирует высокие темпы и потенциал роста, причем для него характерен рост доли отечественных вин. По потреблению вина на душу населения (6,8 литров на человека старше 15 лет в год) Россия значительно уступает странам Европы и Северной Америки.
Розничный рынок вин в 2020–2024 гг. рос со среднегодовыми темпами на уровне 14,0% до 549 млрд рублей по итогам 2024 года. Рынок розничных продаж вина в России в 2025 году может достичь 630 млрд рублей, показав рост на 14,7% по сравнению с прошлым годом.
Доля отечественной продукции в общем объеме продаж вин в натуральном выражении выросла до 61,8% (+5,4 п.п.) в 2024 году. Производство тихих и игристых вин в России в 2025 году может достичь 52,4 млн декалитров. Доля отечественных вин в общем объеме розничных продаж в натуральном выражении по итогам 2025 года может достичь 65,5%. К 2029 году объемы производства тихих и игристых вин в России составят 67,9 млн декалитров, а их доля в общем объеме продаж достигнет 74%.
В 2024–2029 годах российский рынок тихих и игристых вин может расти со среднегодовыми темпами на уровне 12,5%, до 1 трлн рублей в 2029 году. Важным драйвером рынка остается импортозамещение, которое формирует расширенное предложение продукции по ценам ниже, чем импортные аналоги.
Крепкий алкоголь (за исключением водки)
Рынок крепких алкогольных напитков (за исключением водки) может расти в 2024 – 2029 годах на 13,5% в год до 1,2 трлн рублей. Структура спроса на крепкие напитки за последние годы продолжает меняться в основном в направлении замещения водки ликерами, ромом, джином, виски, текилой, а также опережающего роста премиального сегмента.
Формат онлайн-продаж, в рамках которого можно выбрать напитки онлайн и забрать заказ в удобное время в ближайшем магазине («самовывоз» или click&collect), набирает все большую популярность.
Онлайн-продажи алкогольных напитков по модели самовывоза продолжают активно развиваться на фоне ряда фундаментальных факторов: потребности в удобстве и экономии времени, широте ассортимента, расширения географии продаж, развития новых технологий и инноваций.
В 2025 году онлайн-продажи крепкого алкоголя, тихих и игристых вин могут вырасти на 38% относительно прошлого года до 27,1 млрд рублей, что более чем в три раза опережает общую динамику рынка.
В прогнозном периоде с 2024 года по 2029 год среднегодовой рост онлайн-продаж сохранится на уровне 40%, и их доля более чем утроится и достигнет 3,4% в общем объеме продаж алкоголя в России.
В этом сегменте лидирует специализированная розница, крупнейшим игроком является сеть «ВинЛаб» с рыночной долей в онлайн-сегменте более 46% за 2024 год.
Рынок розничной торговли алкоголемдемонстрирует тенденцию к консолидации.
Доля пяти крупнейших игроков выросла с 38,8% в 2020 году до 52,5% в 2024 году, а к 2029 году может достичь 61,9%. В пятерку лидеров входят: Mercury Retail Group («Красное&Белое», «Бристоль»), «X5 Group», «Магнит», «Винлаб» и «Лента».
Регуляторные требования в России соответствуют общемировым практикам в этой сфере и направлены на усиление контроля за оборотом алкоголя, повышением ответственности продавцов и производителей и рост прозрачности рынка в целом. Текущие законодательные тренды способствуют долгосрочному устойчивому развитию рынка с фокусом на качественный алкоголь и развитие российского производства.