Российский рынок online-торговли в 2024 году вырос на 37% до 11,3 трлн руб. Это более 20% всех розничных продаж в стране, посчитали авторы обзора INFOLine Retail Russia TOP-100. Темпы роста практически всех лидеров отрасли при этом замедлились.
Пятерка лидеров осталась неизменной, но если по итогам 2023 года Wildberries и Ozon совместно занимали чуть меньше половины рынка, то к началу 2025-го их доля выросла до 56,7%. Влияние первой десятки в целом увеличилось за год с 75% до 81%.
Сразу на шестое место рейтинга поднялась X5 Group, показавшая наибольшие среди других лидеров топа темпы роста — 67%. В десятку также вошла Lamoda. При этом практически все лидеры продемонстрировали замедление темпов роста продаж. Единственным игроком, ускорившим динамику (до 13 против 11% годом ранее), стала группа «М.Видео-Эльдорадо».
В 2024 году снизили продажи маркетплейс AliExpress и омниканальный игрок «Ситилинк». Генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров объясняет это усилением конкуренции со стороны других маркетплейсов, которые начали активнее работать в том числе на трансграничном рынке интернет-торговли: «В этой ситуации AliExpress стало существенно сложнее. Оборот китайского маркетплейса в России в 2024 году составил около 200 млрд руб., при этом весь бизнес платформы сконцентрирован на трансграничном формате.
Что касается «Ситилинка», то его ситуация связана с финансовыми сложностями, которые компания испытывала еще в 2023 году, что, в свою очередь, потребовало оптимизации и отразилось на продажах 2024-го».

Возвращаясь к трансграничной торговле. Этот рынок по итогам года сократился на 21% до 250 млрд руб. «Падение связано в первую очередь со снижением порога беспошлинного ввоза товаров из-за рубежа с €1 тыс. до €200 весной прошлого года, – объясняет Михаил Бурмистров. – После этого покупка существенной части товаров из-за границы стала требовать дополнительной оплаты ввозных пошлин. Кроме того, падение усилила ситуация с валютными курсами, поскольку в условиях, когда рубль сильно ослабевает, трансграничные продажи «проседают». Третий момент связан с тем, что российские продавцы научились достаточно эффективно закупать в Китае самые топовые позиции товаров, в том числе с AliExpress, и перепродавать их на Wildberries и Ozon».
В 2025 году online-продажи вырастут примерно на 32% до 14,9 трлн руб., рынок будет развиваться в русле ключевых трендов 2024-го, одним из которых стал дефицит логистических площадей, уверен аналитик.
Мощными драйверами рынка эксперт считает рост продаж в малых городах и населенных пунктах, а также инструменты рассрочки. Также важную роль играет развитие комплекса рекламных услуг как основного инструмента роста доходов площадок в условиях усиления ценовой конкуренции.
Если вы еще не скачали презентацию Михаила Бурмистрова с конференции «Ритейл-2025: новые нормы», это можно сделать здесь.
INFOLine Retail Russia TOP-100 – уникальный исследовательский продукт, не имеющий аналогов в России. Рейтинг включает в себя крупнейшие розничные компании страны, работающие в разных сегментах. Аналитический содержит:
- Рейтинги компаний розничной торговли по сегментам: Food и Non-Food, по сегментам FMCG, DIY&Household и мебели, fashion, бытовой и компьютерной техники и мобильных устройств, аптек, парфюмерии и дрогери, детских товаров
- Обратите внимание! Мы детально описали ювелирный сегмент
- Комплексный анализ розничной торговли в отдельных сегментах
- Крупнейшие сделки M&A на рынке розничной торговли
- Региональные различия и миграционные процессы
- Комплексный анализ развитие online-торговли
- Бизнес-справки по крупнейшим ритейлерам
Получить информацию по бонусам и скидкам при покупке обзора
На все возникшие у вас вопросы ответят специалисты INFOLine.
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.