Газета «Коммерсантъ» опубликовала статью «Вагоны скатились в отстой». В статье описан рейтинг INFOLine Rail Russia TOP из обзора «INFOLine Rail Russia TOP: №3 2020 год», а также приведены операционные показатели крупнейших железнодорожных операторов по итогам 9 месяцев 2020 года.
Рынок оперирования вагонами продолжает бороться с долгосрочным профицитом и низкими ставками, останавливая парк, консолидируясь и сокращая закупки. Хотя структура рынка уже устоялась, и как следует из рейтинга INFOLine Rail Russia TOP за девять месяцев, его лидеры сохраняют позиции, отрасль переживает тяжелые времена: в отличие от предыдущего периода низких ставок в 2013–2016 годах нынешний виток профицита вагонов обещает быть долгосрочным. По прогнозам участников рынка, избыток парка, который оказывает давление на ставки оперирования, не исчезнет в ближайшее десять лет.
На рынке оперирования железнодорожным подвижным составом продолжают развиваться тенденции, свидетельствующие о глубоком спаде, следует из рейтинга INFOLine Rail Russia TOP за девять месяцев. Речь идет о выводе парка из аренды, отказе от проведения плановых ремонтов по парку с низкой доходностью и сокращении закупок вагонов на фоне их профицита.
Объем перевозок TOP-10 операторов за 9 мес. 2019-2020 гг., млн т
Источник: INFOLine Rail Russia TOP: №3 2020 год
Лидеры рейтинга остались прежними: на первом месте Федеральная грузовая компания (ФГК, подконтрольна ОАО РЖД), на втором — Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина, на третьем — Globaltrans Андрея Филатова, Никиты Мишина и Константина Николаева. Топ-10 также практически без изменений, лишь в конце десятки улучшила свои позиции СУЭК, поднявшаяся с девятого на восьмое место, и замкнула десятку УГМК, слегка потеснив «Новотранс» и «Газпромтранс». Консолидация на рынке продолжается, следует из рейтинга: доля первой десятки в перевозках за девять месяцев выросла на 3,2 п. п. до 60,5%, в грузообороте — на 2,3 п. п. до 67,4%.
По словам главы «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, в условиях масштабного профицита развивается и тенденция к отказу от кэптивного парка с поиском различных форм, в которых этот парк может существовать отдельно от грузоотправителя. Крупные игроки, отмечает он, в определенной степени балансируют рынок, отставляя от движения большое количество вагонов. Так, говорит господин Бурмистров, в сегменте полувагонов у ФГК простаивают более пяти суток 26,9 тыс. единиц, у «Модум-транса» — 14,6 тыс. Всего на сети простаивает более пяти суток 113 тыс. полувагонов (19,7% парка), и еще 48,8 тыс. штук (8,5% парка) стоят в брошенных поездах, говорит он.
Запросить рейтинг ТОП-10 крупнейших собственников