ИА "INFOLine" выпустило очередной Обзор "INFOLine Rail Russia TOP: Итоги 2014 года". Его целью является формирование рейтинга операторов грузового железнодорожного подвижного состава России в соответствии с их операционными и финансовыми показателями; анализ развития транспортного комплекса РФ с акцентом на рынок грузовых железнодорожных перевозок; а также мониторинг основных событий в транспортной отрасли.
Обосновывая актуальность исследования, его авторы, в частности, говорят о том, что в IV квартале 2014 года и начале 2015 года ситуация в экономике, промышленности и, соответственно, на рынке грузовых железнодорожных перевозок остаётся сложной.
С одной стороны, наблюдаются некоторые позитивные моменты, в частности, увеличение скорости и надежности доставки грузов, обусловленное более эффективной организацией ОАО "РЖД" движения грузовых поездов по расписанию, повышение уровня маршрутизации груженых и порожних вагонопотоков, отстановки части физически и морально изношенных избыточных вагонов от движения вследствие запрета на продление срока службы. Определённую роль сыграло и сокращение оборота вагонов управляемых ОАО "ФГК", работающих в консолидированном парке по схеме технологического аутсорсинга. И хотя использование этого инструмента с 1 января 2015 года было прекращено в связи с невозможностью одновременного учета финансовых интересов ОАО "РЖД" и ОАО "ФГК", однако в настоящее время Минтранс и ОАО "РЖД" прорабатывают новую форму привлечения частного парка универсального подвижного состава (в первую очередь речь идёт о полувагонах) под управление перевозчика.
В то же время экономический кризис сопровождается рядом негативных тенденций в промышленности и на железнодорожном транспорте: так, погрузка на сети "РЖД" в 2014 году снизилась на 0,8%, а ОАО "РЖД" в условиях отсутствия индексации в 2014 году тарифов столкнулось со снижением доходов, сокращением инвестиционных возможностей и убытками. С убытками в 2014 году столкнулись и большинство операторских компаний, которые из-за рекордного снижения арендных ставок (в сегменте полувагонов до уровня ниже 500 руб. за вагон в сутки), обусловленного профицитом парка и ухудшением финансового состояния грузовладельцев, ориентированных на внутренний рынок, не могут в полном объеме финансировать ремонт и обслуживание вагонов. Запрет на продление срока службы вагонов без проведения модернизации (которая оказывается в 1,5-2 раза дороже, чем проводимые ранее КРП) поставил ряд собственников (в первую очередь "ПГК", "ФГК", "Русагротранс") перед необходимостью списания изношенного парка. При этом резкий рост процентных ставок в конце 2014 года привел к экономической нецелесообразности реализации лизинговых сделок (кроме сделок возвратного лизинга или реструктуризации действующих соглашений) и привлечения кредитов на обновление подвижного состава.
Начало 2015 года характеризовалось общей индексацией грузовых тарифов на 10% и дополнительно в экспортных перевозках на максимальную предусмотренную тарифным коридором величину 13,4% (кроме угля). Рост тарифов стимулирует активизацию использования грузовладельцами и операторами инновационного подвижного состава, обеспечивающего более высокую экономическую эффективность за счет увеличения грузоподъемности, скидки на порожний пробег и оптимизации стоимости жизненного цикла (меньших затрат на ТОР, ТР и КР). Массовое списание вагонов с истекшим сроком службы в 2015 году в сочетании со снижением объемов закупок новых грузовых вагонов сократят величину профицита парка и в сочетании с ростом доходов экспортёров сырья, выраженных в национальной валюте, могут создать предпосылки к росту арендных ставок и доходности оперирования во II полугодии 2015 года. При этом с 1 апреля 2015 года вступает в силу положение Устава железнодорожного транспорта об оплате отстоя порожняка на путях общего пользования сверх норматива, что может привести к усилению конкуренции между операторами и перераспределению парка. Кроме того рост стоимости услуги по отстою порожняка даст мощный импульс к развитию рынка предоставления путей необщего пользования для отстоя вагонов, способствующий введению в оборот и повышению эффективности использования инфраструктуры промышленного железнодорожного транспорта.
В Обзоре также отмечается, что в текущих сложных и динамично изменяющихся экономических условиях для эффективной коммерческой деятельности от грузовладельцев, операторских и лизинговых компаний требуется качественный и профессиональный конкурентный анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка. Использование обзора INFOLine Rail Russia TOP позволяет клиентам ИА "INFOLine" принимать эффективные бизнес-решения на базе объективной и полной аналитической информации.
Конкретно результаты исследования можно использовать для анализа конъюнктуры рынка, выработки стратегии корпоративного развития, маркетингового планирования, мониторинга деятельности конкурентов, бенчмаркетинга, поиска новых клиентов и партнеров.
Временные рамки исследования охватывают 2005 - 2014 гг. и прогнозы на 2015 год.
Обзор "INFOLine Rail Russia TOP: Итоги 2014 года" состоит из трех основных разделов:
- Рейтинг крупнейших операторов железнодорожного подвижного состава;
- Макроэкономические показатели транспортной отрасли России;
- Основные события операторов железнодорожного подвижного состава России.
Бесплатную презентацию Обзора "INFOLine Rail Russia TOP" можно запросить ЗДЕСЬ.
Кроме того, анкету информационных потребностей и полный перечень готовых Исследований и других информационных продуктов ИА "INFOLine" можно запросить ЗДЕСЬ. Направив нам заполненную анкету, Вы получите и краткую версию Обзора.