Российский рынок колбасных изделий, деликатесов и полуфабрикатов представлен большим количеством производителей, предлагающих широкий ассортимент продукции. По данным участников отрасли, на долю отечественных производителей приходится 90-95% рынка. По данным Росстата, по итогам 2014 года в РФ наблюдается рост производства колбасных изделий (в том числе фаршированных) на 4,4% относительно 2013 года, всего в отчетном периоде было произведено 1,6 млн. тонн готовой продукции.
По данным таможенной статистики в Россию самый большой объем колбасных изделий и других продуктов из мяса импортируется из Белоруссия.
Анализируя результаты, полученные при подготовке отраслевого обзора "Банк новинок на рынке мясных продуктов и деликатесов за 2014 год", специалисты INFOLine выявили ряд основных потребительских трендов на рынке колбас и мясных изделий: рост популярности натуральных, диетических, функциональных и этнических продуктов, востребованность продуктов для аллергиков и для потребителей с пищевой непереносимостью, рост спроса на продукты для перекуса, интерес потребителей к продуктам в оригинальной упаковке и новым для рынка продуктам.
Натуральность является одной из важных составляющих продуктов питания. Российский покупатель хочет приобретать не просто еду для утоления голода – ему необходимы натуральные качественные продукты. В случае с мясными изделиями, например, потребитель ожидает, что в их составе будут только мясо и специи.
Кроме того, российские потребители вслед за европейскими и американскими начинают все активнее следить не только за своим здоровьем, но и за своей внешностью: они занимаются спортом и увлеченно сидят на диетах. По данным статистки, за продуктами в магазин чаще отправляются женщины, а они, как известно, более склоны к соблюдению различных диет. Поэтому продукты с низким содержанием жира, соли и невысокой калорийностью вызывают наибольший интерес именно у женщин. Данная тенденция в первую очередь прослеживается в крупных городах, в связи с тем, что уровень жизни в них значительно выше.
В свою очередь, производители откликаются на данную тенденцию. Так, согласно данным, полученным специалистами агентства INFOLine при составлении "Банк новинок на рынке мясных продуктов и деликатесов за 2014 год", в производстве продуктов питания все более активно используются натуральные красители, загустители и подсластители. В числе основных видов натуральных красителей, пользующихся спросом, – куркумин, кармин, бета-каротин, лютеин и другие. Также эксперты отмечают широкое применение на пищевых производствах натуральных загустителей и подсластителей.
На мясном рынке к диетическим изделиям, в первую очередь, относятся продукты из мяса птицы (курицы и индейки). В 2014 году ООО "Ратимир" вывели на рынок низкокалорийные, с минимальным содержание соли сосиски с кроликом, индейкой и говядиной ТМ "Мини", а "Регионэкопродукт-Поволжье" обезжиренную колбасу из свинины и говядины с добавлением молока и натуральных специй ТМ "Хуторок" колбаса "Хуторок без шпика Классическая".
Как выявили в ходе мониторинга отрасли специалисты INFOLine, одним из главных способов передачи информации о продукте является маркировка. Как показало исследование, проведенное совместно Оксфордским, Кембриджским и Саутгемптонским университетами, в зависимости от маркировки продукта люди меняют свои пищевые привычки. Все большее число покупателей начинают внимательно вчитываться в этикетки, чтобы выяснить, насколько полезна еда, которую они собираются приобрести. Современный покупатель выбирает те продукты, которые он считает безопасными для здоровья. Именно поэтому его выбор будет падать на продукты с маркировкой "не содержит ГМО", "не содержит консервантов и красителей", "натуральный продукт", "эко", "не содержит сои" и тому подобным.
Президент Мясного совета Единого экономического пространства Мушег Мамиконян, предлагает заимствовать зарубежный опыт, когда продукты с высоким содержанием жира, т.е. высококалорийные обязаны нести специальный «красный маркер», который предупреждает потребителей об этом их неприятном свойстве. Кроме того, содержание белка и жира должно приводиться крупными буквами и быть выделено.
Современный человек постоянно спешит и у него остается все меньше времени не только на приготовление пищи, но и порой на то, чтобы ее съесть. Поэтому еще одной потребностью рынка является производство качественных продуктов для перекусов на бегу или в поездке.
На российском рынке уже давно представлены тонкие сырокопченые колбаски ТМ "Пивчики", выпускаемые "Микояновским мясокомбинатом". Кроме того, летом этого года данный производитель запустил новую линейку мясных снеков ТМ Snexi.
Интересно реализовали эту тенденцию в ООО "Торговая площадь" (г. Новосибирск), выпустив новый продукт в линейке ТМ "DasМяс". Потребителям предлагаются натуральные сосиски ТМ "DasМяс Balls" в стакане, причем в комплекте также идут шпажки, кетчуп и горчица.
Процесс развития сетевой торговли требует использования разнообразной упаковки, адресованной разным потребительским группам. С одной стороны, упаковка продуктов питания должна быть максимально пригодной для реализации в торговой сети, при этом она должна соответствовать таким характеристикам, как удобство хранения, рациональность, удобство транспортировки/утилизации и удобство выкладки горизонтально/вертикально.
С другой стороны, упаковка должна отвечать потребительским требованиям: информативность (указание состава, сроков хранения, производителя), легкость открывания, возможность многоразового открытия, размер и порционность, условия хранения, безопасность.
Как выявили в ходе мониторинга отрасли специалисты INFOLine, в исследовании британской компании Pelican Communications утверждается, что на 38,5% покупателей производят впечатление инновационные упаковочные решения, что является одним из важных факторов, влияющих на принятие решения о покупке.
Не стоит забывать, что упаковка, должна мотивировать потенциального потребителя к покупке товара, но будет ли этот товар куплен вновь, зависит от его потребительских качеств.
Интересное решение упаковки мясных продуктов предложил Холдинг "Российские мясопродукты", выпустивший новинку под маркой "Большая Сэрdелька".
В заключение стоит отметить, что по данным New products survey, 81% потребителей в мире стремятся приобретать новые продукты питания. Отечественные потребители, как и потребители всего мира, очень любят пробовать новинки. Причем в последние годы специалисты пищевой отрасли отмечают все больший интерес россиян к таким продуктам – по данным Nielsen, их пробуют 76% россиян. Представители торговых сетей также указывают на необходимость выпуска новинок.
Основываясь на данных, полученных в результате подготовки обзора "Банк новинок на рынке мясных продуктов и деликатесов за 2014 год", специалисты компании INFOLine отмечают, что российские производители начинают все активнее выводить на рынок столь интересную для потребителя продукцию. Так, по данным обзора, в 2014 году на российском рынке были представлены, в том числе, следующие новинки: коллекция колбас и сосисок с натуральным молоком и сливками (ГК "Дымов"); колбаса ТМ "Датская" ("Микояновский мясокомбинат"), выпускаемая по основным правилам датской мясной кухни путем особого деликатного копчения; "итальянская линейка" колбас (МПК "Норильский"); сырокопченая колбаса ТМ "Белотта" (ЗАО "Колбасно-гастрономическая фабрика "Егорьевкая", Московская обл.) – терруарный продукт, изготовленный только из натуральных ингредиентов (свинины, соли, виноградного сахара и специй).
Естественно, что в текущей экономической ситуации, потребители будут стараться найти продукт с оптимальным сочетанием цены и качества. По данным полученным в ходе опроса компанией Nielsen, треть респондентов признались, что вынуждены покупать меньше FMCG-товаров, чем кварталом ранее, три четверти (78%) стали более экономными.
Отраслевой обзор "Банк новинок на рынке мясных продуктов и деликатесов за 2014 год" включает в себя структурированное описание около 550 новых продуктов, вышедших на рынок в 2014 году, таких как: колбасы, сосиски, мясные деликатесы, котлеты, полуфабрикаты и другие. Данные новинки были выпущенные на рынок более 200 компаниями, такими как: ГК Дымов, Микоян, Комос Групп, Торговая площадь, МПЗ Ремит, Johnsonville, Nestle, Heinrich Nolke GmbH Co. & KGи многими другими. В обзоре представлены новинки, произведенные в России, Белоруссии, Украине, странах ЕС, США, Австралии, Канаде.
Данный продукт будет полезен всем производителям, дистрибьюторам, представителям розничной торговли для отслеживания конкурентной среды, тенденций на рынке, управления ассортиментным портфелем, специалистам отделов маркетинга и продаж предприятий, производящих продукцию и оказывающих услуги промышленным предприятиям. Каталог позволит отследить активность конкурентов, изучить более интересные зоны для запуска новых продуктов, поможет определить тенденции рынка и подчерпнуть идеи для генерации новых идей.
Для более подробной консультации Вы можете связаться с менеджером проекта по тел./fax (812) 322-6848 тел./fax (495) 772-7640, доб.143 или по почте retail@infoline.spb.ru.
Менеджер направления: Малых Кристина