Виталий Иванович Млынчик, председатель СРО НП «Три Э», выступил на конференции «Инвестиции в энергетике: энергосберегающие и энергоэффективные технологии, строительство и реконструкция энергетических объектов», организованной ИА «INFOLine» – стратегическим партнером Форума ТЭК.
На наш взгляд, решение большого количества проблем – создание Энергосервисной Палаты… Палата могла бы разрабатывать нормативные и дискурсивные документы для единого заказчика, могла бы выдавать некие гарантии в банковском сообществе. Что немаловажно – необходимо отдельное выделение третейского суда.
Скачать презентацию «Актуальные аспекты формирования благоприятного инвестиционного климата энергосервисной деятельности».
Расшифровка выступления
В.И. Млынчик: Здравствуйте. Мой доклад носит очень общий характер. Я думаю, многим участникам знакома энергосервисная деятельность и построение энергосервисных контрактов (ЭСКО). По логике наших законодателей, которые приняли ФЗ-261, следующим этапом должно стать развитие энергосервисной деятельности, непосредственное внедрение ЭСКО.
ЭСКО – достаточно сложная форма взаимодействия между различными организациями. В процессе участвуют заказчики, инвесторы, сама энергосервисная компания, производители оборудования, с которыми заключен ЭСКО, компании, которые внедряют свои энергоэффективные технологии. Сама жизнь после выполнения ЭСКО достаточно непростая, так как высчитывается реальное достижение экономии, возврат вложенных средств.
Кратко, если кто не знает: ЭСКО финансируется инвестором и самой энергосервисной компанией, а возвратность вложенный средств после поставки оборудования осуществляется за счет достижения экономии энергоресурсов.
Перспектив и плюсов у ЭСКО достаточно много, но также много недостатков. Мне очень нравится сравнение, что ЭСКО напоминает кубик Рубика. Не пазл, где нужно все сложить, а именно кубик Рубика: когда складываешь одну грань (например, интересы одной стороны – инвестора и энергосервисной компании) начинают рушиться те грани, которые зависят от заказчика. Вообще, если анализировать, у нас сейчас энергосервис серьезно не работает, а только стартует. Я сейчас сам занимаюсь пилотным проектом в Санкт-Петербурге. Мы находимся на стадии согласования контракта, тех форм, тех видов и типов, по которым будет высчитываться реальное потребление экономии, и я думаю, что через неделю будет согласована сама форма ЭСКО между бюджетным учреждением и энергосервисной компанией. Контракты, на самом деле, могут быть еще сложнее, потому что в них могут участвовать выгодоприобретатели, если есть кредитное плечо в виде банка или другого учреждения, с которым заключен контракт.
Основные проблемы. По большому счету не обязательно, что эту конкретную проблему мы решим этим конкретным нормативным актом, хотя такие вещи существуют. В частности, по бюджетному планированию, бюджетному финансированию вышло достаточно давно разъяснение Минфина по статье 155 «Плата за энергоресурсы», о котором никто из заказчиков не знает. Там сказано, что, несмотря на то, что бюджет принимается на три года, ЭСКО может быть больше трех лет, например, пять, восемь, десять. Это уже большой плюс: нормативная база потихоньку начинает подтягиваться к реализации контракта. Но то, что здесь написано о заключении контракта, о залоге и перепродаже – это вообще сказка. Еще одна немаловажная сторона – это источники финансирования энергосервисного контракта, это банки, это вопрос, где взять деньги, и пока мы этот мостик не выстроим – мы никуда не пойдем. Сама по себе без инвестиционных инструментов система работать не будет. Было распоряжение 1830-Р от 1 декабря 2009 г. после выхода ФЗ-261, где было поручено Минфину, ЦБ, Сбербанку, ВТБ разработать новые кредитные продукты и финансовые инструменты для заключения ЭСКО, но пока вообще ничего не сделано. Западный опыт показывает, что перформанс-контракт является предметом залога и перепродажи; у нас банки требуют залоговую массу, требуют поручительств и много чего еще для того, чтобы не считать этот кредит на выполнение энергосервисного контракта бланковым, то есть, кредитом без обеспечения.
Я начал говорить про финансовую историю. Банковские учреждения при финансировании говорят: «Покажите нам хоть один действующий пилотный проект». Пилотного проекта нет. Почему? Потому что нет нормального источника финансирования. Производители, которые готовы поставлять оборудование по своим контрактам, говорят про права собственности и предлагают определить, с чего будет начинаться время действия ЭСКО. И так далее. Не говоря уже о сбытовых компаниях и о том, каким образом получатель ЭСКО, заказчик, оплачивает этот ЭСКО.
Вот, на наш взгляд, решение большого количества проблем. У нас возникла мысль, что, поскольку участники этого процесса являются многогранным (это различные компании), нужно создать Энергосервисную Палату.
Энергосервисная Палата могла бы объединить:
• Банки и кредитные учреждения, страховые компании, инвестиционные компании, пенсионные фонды – то есть источники денег, которые могли бы профинансировать наши ЭСКО.
• Производителей оборудования, которые посредством ЭСКО могли бы внедрять свое оборудование. Кстати, в Америке во время энергосервисного бума 50% энергосервисных компаний было создано производителями оборудования.
• Органы государственной власти как якорный, ключевой заказчик, ведущий руководитель всех бюджетных учреждений, которым надо внедрять ЭСКО за счет средств с рынка.
• Энергосервисные компании.
Такую Палату мы планируем создать осенью, и я думаю, мы ее создадим, потому что мы получили одобрение ведущих аналитиков в этой области.
Палата могла бы разрабатывать нормативные и дискурсивные документы для единого заказчика, могла бы выдавать некие гарантии в банковском сообществе. Что немаловажно – необходимо отдельное выделение третейского суда. Дело в том, что если сейчас с этим контрактом пойти в суд, если попробовать понять по тому контракту, который сейчас существует, как судья будет разбираться со всеми формулами (а там все высчитывается по формулам), я думаю, это будет достаточно сложно. А вот если все лица, заключающие ЭСКО, будут подписывать третейскую оговорку, то мы, наверное, все-таки упростим работу на рынке.
И.В. Федяков, модератор: Спасибо, Виталий Иванович. Очень интересная идея, очень интересная инициатива.
И.В. Федяков, модератор: Обращаю ваше внимание, что Виталий Иванович сделал замену: председатель партнерства СРО НП «Три Э» Александр Евгеньевич Ерастов. Вопрос Александру Евгеньевичу, Вы действительно предложили очень интересную модель. Год назад мы собирались и обсуждали вопросы энергоэффективности и энергосбережения. Я смотрю, что на этот год воз не сдвинулся ни на сантиметр. Возможно, ваша инициатива сдвинет его вперед. Возможно, заработают механизмы, которые смогут привлечь триллионы рублей в систему энергоэффективности и энергосбережения. Но мне интересно: мы снова выдумываем какой-то велосипед, или вы взяли за основу европейскую модель, где такая Палата работает?
А.Е. Ерастов: На самом деле, мы не брали за основу никакую модель. То, к чему мы пришли, было продиктовано условиями текущего рынка. В рамках работы с энергоаудитом достаточно часто к нам приходили компании, которые занимались не только энергоаудитом, но готовы были предлагать свои решения, в том числе в части финансирования, поставки оборудования. Проблема существует давно, но она никакими способами не решалась. Достаточно долгая работа на этом рынке привела к идее объединить различные компании с точки зрения их бизнеса – энерготехнические, финансовые – на одной площадке, где они смогут выдвинуть свои решения. Потому что у всех свои интересны, и, как показывает практика, компании, которые приходят к нам, не совсем понимают, что происходит на рынке в данный момент. То есть, финансовые структуры не знают всех нормативных документов, которые есть и которые постоянно изменяются, технические специалисты готовы внедрять оборудование, но не имеют строгих финансовых документов. Именно для этого нужна единая площадка, которая помогла бы сконсолидировать все интересы в одном месте и разработать новые экономически выгодные решения.
И.В. Федяков, модератор: Но Вы планируете работу именно в Северо-Западном регионе? Ваши решения не выходят пока за пределы Северо-Запада?
А.Е. Ерастов: На данный момент мы провели работу конкретно по Северо-Западному региону, получили поддержку представителей власти Санкт-Петербурга. В будущем, естественно, мы будем расширять свой бизнес.
И.В. Федяков, модератор: Спасибо.
ИА «INFOLine» благодарит всех спикеров и участников конференции за профессиональную работу и приглашает к дальнейшему сотрудничеству