Дарья Николаевна Баленко, ведущий аналитик в области ТЭК ИА «INFOLine», выступила на конференции «Инвестиции в энергетике: энергосберегающие и энергоэффективные технологии, строительство и реконструкция энергетических объектов», организованной ИА «INFOLine» – стратегическим партнером Форума ТЭК.
Текущая рыночная ситуация как в нефтяной, так и в газовой отраслях стимулирует рост не независимых игроков, а государственных компаний и мегахолдингов, обладающих не только огромным опытом по реализации проектов, не только огромными финансовыми возможностями и техническими ресурсами, но и обладающих определенными преимуществами при распределении контрактов между игроками.
Расшифровка выступления
Д.Н. Баленко: Сегодня я хотела бы представить вашему вниманию доклад «Конкурентная карта и проблемы российского рынка инжиниринга в ТЭК». В нем я хотела бы обсудить инвестиционный климат в отрасли в целом, а также отразить на фоне этой ситуации важнейшие векторы развития отрасли в ближайшей перспективе, то есть, до 2016 г.
В нефтегазовой отрасли, на наш взгляд, продолжает проявляться действие негативных факторов, которые затрагивают развитие всех сегментов данного направления индустрии. В добыче нефти они проявляются прежде всего через влияние факторов, отражающих объективные особенности развития отрасли, например, через сокращение запасов в традиционных регионах, ухудшение структуры запасов, низкий коэффициент извлечения нефти и т.д. В структуре факторов, сдерживающих развитие газовой отрасли, мы выделяем прежде всего фактор внешнего рынка, который отражает проблемы сбыта трубопроводного газа на мировом рынке и низкую долю России на рынке сжиженного газа.
В нефтепереработке также существует ряд проблем, которые мы связываем с незавершенностью программы модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, с незавершенностью перехода на высокие экологические классы моторных топлив. Связано это с переносом сроков ввода технического регламента и с незавершенностью основания ряда предприятий по программам модернизации. С точки зрения динамики переработки газа сдерживающими факторами выступают необходимость освоения новых регионов, где еще нет инфраструктуры для переработки, а также невозможность финансировать в полном объеме мероприятия той 95% модернизации, которая планировалась к 2014 г. Опять же, под вопросом достижение этих приоритетных показателей развития.
В этой ситуации Правительство демонстрирует непоследовательность решений, которая связана в том числе с изменением уже принятых постановлений, с переносом сроков, в том числе, с переносом сроков по проектам компаниями в индивидуальном порядке. Соответственно, эти переносы сроков и изменение решений оказывает негативное влияние на инвестиционную активность. В выигрыше прежде всего те, кто реализовал свои инвестиционные проекты без отставаний по заранее согласованным графикам.
Компаниям в ходе заключения четырехстороннего соглашения между Правительством и ВИНК нужен большой период согласования. Согласование уже составляет около пяти лет. Соответственно, неизвестно, составит ли согласование по двум последующим этапам только два года или будут новые рассрочки.
Текущий объем инвестиций, заявленный компаниями отрасли, тоже не позволяет рассчитывать на существенный прирост добычи как по нефти, так и по газу. Ситуация заключается в том, что все крупные нефтяные месторождения на суше распределены, а к шельфу допущены только государственные компании. Соответственно, государственные компании обладают ограниченными возможностями для привлечения инвестиций в эти проекты. Так, возможности компании «Роснефть» по привлечению инвестиций ограничены огромными кредитами на привлечение средств по поставкам в Китай. Что касается «Газпрома», то здесь сдерживающим фактором выступает программа финансирования развития газотранспортной системы: прежде всего, реализован «Северный поток», «Южный поток» на конечной стадии реализации и перспективный поток из Сибири.
В сегменте переработки мы видим, что к 2016 г., если не будет очередных отсрочек, нефтеперерабатывающие заводы реализуют все своим программы по модернизации мощностей. Соответственно, к 2016 г. следует ожидать некоторого сокращения инвестиционной активности в этом сегменте. С другой стороны, продолжат расти инвестиции в переработку газа в связи с реализацией программ по утилизации ПНГ, по развитию газохимии - шести газохимических кластеров и сопутствующих производств.
Развитие в сегменте транспортировки углеводородов и продукции из них обусловлено сложным комплексом факторов во всех сегментах: в освоении новых запасов углеводородов, в транспортировке продуктов к нефте- и газоперерабатывающим мощностям, в создании новых мощностей в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и увеличении приема нефтепродуктов в транспортной системе нефтепродуктопроводов. Именно сегмент нефтепродуктопроводов остается наименее профинансирован, поэтому система не готова в данный момент принять увеличивающийся объем нефтепродуктов с модернизированных заводов. Это, в свою очередь, может выступить как сдерживающий фактор для инвест-программ, реализующих развитие НПЗ.
В результате в российском ТЭК инвестиционные проекты остаются значительно дороже, чем за пределами России, в мире или в развитых странах. Кроме того, эти проекты значительно дольше реализуются, чем это было бы возможно в среднем в мире или в развитых странах. Эта ситуация обусловлена тем, что, с одной стороны, на стадии проекта обычно необоснованно увеличены сроки выполнения тех или иных этапов. Например, этап предэкспертных согласований, выделения участка, разрешения на строительство необоснованно затянут, в то время как этап государственной экспертизы фактически превращается в формальность, но на реализацию проекта и его эффективность по факту не влияет. Для примера, на перерабатывающих заводах период согласовиния увеличен в России по сравнению с мировыми показателями в 2-3 раза и значительно дороже, чем в развитых странах и в странах Азии.
Проанализировав ситуацию, мы подразделили рынок инжиниринга на рынок проектных услуг и рынок строительных услуг. Мы проанализировали, какие компании лидируют на каждом из этих рынков по выручке, и пришли к выводу, что доминирующее положение занимают государственные компании, а также все большую активность на рынке проявляют иностранные инжиниринговые компании полного цикла. Конкуренция для них осложняется спецификой российского рынка, но они все больше проявляют активность в проектах в России, и без их технологий, без их подхода к управлению проектами фактически российские независимые компании не смогут вырваться в Топ-10. В частности, компания «ВНИПИнефть», которая в 2012 г. практически удвоила свой оборот, в числе конкурентных преимуществ института - опыт ведения бизнеса международной компании «SNC LAVALIN», являющейся акционером и стратегическим партнером ОАО "ВНИПИнефть. Мы полагаем, что государственный сектор на рынке проектирования будет увеличиваться и продолжит доминировать.
Что касается строительного рынка, то здесь ситуация значительно более сложная. Недосягаемое лидерство до сих пор удерживают «Стройгазконсалтинг» и «Стройгазмонтаж». Мы их объединили в группу так называемых связанных компаний. Независимые компании лидируют здесь только в том случае, если они обладают уникальными или сверхэффективными технологиями работы. Точно так же мы видим, что растет доля государственных компаний. Специально для реализации проектов компании «Транснефть» создана компания «Транснефтьстрой», которая активно растет.
Очень интересным трендом является создание в 2012-2013 гг. (до конца года, я думаю, будет закрыта эта сделка) мегахолдинга группы «Стройтрансгаз». Есть сам «Стройтрансгаз» и компания «Аргус Пайплайн Сервис», которая была переименована в ЗАО «Стройтрансгаз». Предполагается закрытие этой сделки по объединению активов. Таким образом, до конца этого года будет создан игрок номер три с выручкой порядка 200 млрд. руб., который составит конкуренцию нашим лидерам: «Стройгазконсалтинг» и «Стройгазмонтаж».
Таким образом, можно заключить, что текущая рыночная ситуация как в нефтяной, так и в газовой отраслях стимулирует рост не независимых игроков, а государственных компаний и мегахолдингов, обладающих не только огромным опытом по реализации проектов, не только огромными финансовыми возможностями и техническими ресурсами, но и обладающих определенными преимуществами при распределении контрактов между игроками, в том числе, не вполне на рыночных условиях. На этом у меня все.
И.В. Федяков, модератор: Дарья, спасибо огромное за такой подробный макроэкономический анализ отрасли. Я хочу опуститься с небес на землю. У нас с начала года цены на бензин выросли на 15%; только за июль рост цен составил 2%. Все проекты по строительству и модернизации нефтеперерабатывающих заводов, по освоению многомиллиардных средств почему-то не оказывают влияния на рынок в плане конкуренции. Каждый раз мы возвращаемся к ситуации возможного кризиса на рынке и очередного витка роста цен. Часто это списывают на акцизы на топливо, часто это списывают на рост цен на международном рынке, но когда цены на международном рынке снижаются, у нас цены на бензин не падают за этим. Хотелось бы понять, какой масштаб модернизационных работ в нефтеперерабатывающем комплексе наблюдается сейчас в РФ в соответствии с исследованиями. И второй вопрос: есть ли сейчас профицит предложения, или мы все-таки наблюдаем дефицит этого предложения на рынке нефтепродуктов?
Д.Н. Баленко: Спасибо за вопрос. По данным нашего исследования, в российской нефтегазоперерабатывающей и нефтяном комплексе сейчас в конечной стадии реализации находится около 500 инвестиционных проектов, из них примерно 45% относится к сегменту нефтепереработки. Такой большой объем обусловлен тем, что каждый завод реализует целый комплекс, целую систему проектов, которые позволяют ему обеспечить переход на выпуск более качественных топлив соответственно техрегламенту. Из инвестиций, если смотреть по структуре госсегмента, на сегмент переработки приходится только порядка 25% всего объема инвестиций в нефтегазовый комплекс. Приоритет по-прежнему сохраняют проекты добычи (более 50% всех инвестиций).
Ситуация складывается следующим образом. Что касается сбалансированности спроса и предложения по моторным топливам на российском рынке, мы наблюдаем, что, с одной стороны, повышение цен объясняется сезонностью и повышением спроса летом, но, с другой стороны, умалчивается о том, что с 1 июля был принят ряд положений по изменению налогового режима для нефтяных компаний, по ценам, в частности, на топливо. Минфин по сути предлагает инициативы, которые противоречат и интересам нефтяных компаний, и договоренностям между правительством и этими компаниями. В частности, инициатива, что можно задержать ввод техрегламента, касающегося Евро-4 и Евро-5, что можно уровнять акцизы на Евро-4 и Евро-5, снизив, таким образом, привлекательность проектов по выпуску Евро-5 и более качественных и более необходимых в России видов топлив.
Мы считаем этот способ абсолютно неприемлемым как с точки зрения вектора развития нефтегазовой отрасли в России, так и с точки зрения выполнения государством тех договоренностей, которые были обозначены и в 2005 г. по техрегламенту, и в 2011 г. по договоренности с ВИНК. Дело в том, что государство, выступая гарантом определенных правил игры, обязано в перспективе быть прогнозируемым партнером. В то же время государство способно по нескольку раз в год выдвигать инициативы сомнительного свойства, пересматривать условия, акцизы, налоги, предлагать поднять ставки экспортных пошлин для тех компаний, которые не успевают реализовывать четырехстороннее соглашение. В этой ситуации компании страхуют свои риски, они пытаются минимизировать потенциальный ущерб от отклонений в политике государства. Таким образом, даже при соответствии спроса и предложения на рынке моторных топлив они (как Правительство, так и нефтяные копании) провоцируют рост цен. Соответственно, прогнозируемость этого роста цен будет зависеть от всех сторон, которые регулируют акцизы, в том числе, от Минфина, хотя он вроде бы и не фигурирует в политике взаимоотношений с ВИНК, а также от тех игроков, которые занимаются непосредственно производством, и от тех игроков, которые регулируют правила игры для всех компаний отрасли.
И.В. Федяков, модератор: Спасибо за доклад.
ИА «INFOLine» благодарит всех спикеров и участников конференции за профессиональную работу и приглашает к дальнейшему сотрудничеству