В апреле 2013 года в INFOLine было подготовлено
Исследование "Рынок гипермаркетов FMCG России. Итоги 2012 года. Прогноз до 2015 года", в котором были выявлены основные тренды и тенденции его развития. По подсчетам аналитиков агентства, на 2013 год в России запланировано к открытию более 140 гипермаркетов FMCG.
Основными драйверами развития формата "гипермаркет" в 2012 году стали компании "Магнит" (53 гипермаркета), "Лента" (14 гипермаркетов), "O'КЕЙ" (10 гипермаркетов), "Ашан" (8 гипермаркетов), Metro Cash&Carry (5 гипермаркетов), "Самбери" (4 гипермаркета), по 3 гипермаркета открыли сети "Prisma", "Райт" ("Элемент-трейд") и "Европа", по 2 гипермаркета было открыто сетями "Карусель" (X5 Retail Group), "Аллея" ("Командор"), "Наш" ("Седьмой континент"), "Фуд-ритейл" (ГК "Лама"), "Дельта" (ГК "Норман-Виват"), "Эссен" ("Оптовик").
При этом в 2012 году ГК "Вестер" закрыла все торговые объекты за исключением 25 (в том числе 3 гипермаркета) в Калининградской области. Кроме того, продолжил работу гипермаркет "Вестер" развивающийся по франчайзингу в Республике Кабардино-Балкария. Таким образом, за II-IV кв. 2012 года закрылось 27 объектов сети, в том числе 17 гипермаркетов. Все 7 собственных площадей за пределами Калининградской области были проданы торговой сети "Лента" (Белгород(2), Воронеж (2), Оренбург (1) и Ярославль (2)). Арендованные площади компании были заняты гипермаркетами сетей "Европа" (Старый Оскол), "Магнит" (Ульяновск), "Лента" (Таганрог), а также были превращены в торговые галереи и часть остается пустующими по состоянию на 1 апреля 2013 года, сообщается в
исследовании INFOLine.
Общие площади гипермаркетов, открытых в 2012 году, превысили показатель 2011 года на 25,8%, а закрытых на 44,2% (в основном за счет закрытия гипермаркетов сети "Вестер"). Наибольший прирост площадей в 2012 году обеспечили торговые сети как "Магнит" (20,5% от общего прироста площадей за 2012 год, открыв 53 гипермаркета), "Лента" (15%) и "О'КЕЙ" (12,7%) и др. Важно отметить, что прирост площадей гипермаркетов "Магнит" в 2012 года составил лишь 20,5% (для сравнения в 2011 году при количестве открытий - 42 гипермаркета - 23,1%) в общем приросте площадей гипермаркетов за данный период. Данная ситуация связана, в том числе и с тем, что торговая сеть "Магнит" стала развивать формат гипермаркета "Магнит Семейный", торговые площади которых не превышают 1,5 тыс.кв.м. (по состоянию на январь 2013 года в данном формате было открыто 20 гипермаркетов сети).
Доля торговой сети "Магнит", несмотря на масштабную инвестиционную программу 2012 года в общем приросте площадей сократилась на 3 п.п. (большей частью за счет открытия нового формата гипермаркетов меньшей площади – "Магнит Семейный"), доля X5 Retail Group на 1,6 п.п., Metro C&C на 1 п.п. При этом доля сети "Лента" увеличилась сразу на 10,4 п.п., "О'Кей" на 2,5 п.п., сети "Ашан" на 1,7 п.п., а прочие сети продемонстрировали увеличение сокращение прироста площадей в формате "гипермаркет" на 9,2 п.п.
Активное развитие формата "гипермаркет" продолжится и в 2013-2015 гг.,
уверены в INFOLine. Так, к вводу в 2013 году запланировано более 140 гипермаркетов, однако реальный объем ввода может оказаться ниже из-за тенденции переноса сроков, характерного для российского рынка торговой недвижимости.
Что касается планов по открытию на 2013 год, то наиболее масштабную программу реализует "Магнит" (более 60 гипермаркетов), планируя к 2017 году довести количество гипермаркетов до 650 (в среднем по 100 гипермаркетов "Магнит" и "Магнит Семейный" в год). Вторая по масштабам инвестиционная программа в сегменте гипермаркетов реализуется сетями "Лента" и "О'КЕЙ", которые планируют в 2013 году открыть по 16-17 гипермаркетов. Активно развиваться в 2013 году также планируют торговые сети "Aшан" (15 объектов ("Ашан", "Ашан-сити" и "Наша Радуга")), Metro C&C (6-8 объектов) и "Европа" (6 объектов).