В середине первого десятилетия XX века доля автотраспорта составляла лишь 25-27%. К третьему же кварталу 2012 года, по данным специалистов ИА INFOLine, его доля выросла до 45%. Росту востребованности автомобильных перевозок на рынке цемента способствуют ряд факторов, среди которых одним из наиболее важных является низкая эффективность логистических схем, используемых на железной дороге, что приводит к задержкам поставки подвижного состава и высокому проценту порожней перегонки вагонов. При этом, в совокупности с постоянным ростом тарифов на перевозки, эффективность железнодорожного транспорта в цементной отрасли неуклонно снижается. В результате, производители цемента постепенно переориентируют структуру сбыта и организуют логистические каналы своих предприятий таким образом, чтобы минимизировать негативное влияние вышеописанных факторов.
Одним из показателей, сигнализирующих о росте спроса на автотранспорт в цементной отрасли, также может служить динамика импорта автоцементовозов в Россию: так, если в 2011 году российскими цементными и транспортными компаниями было закуплено около 450 единиц спецтехники для перевозки цемента, то в 2012 году аналогичное количество спецтехники было ввезено в Россию всего-лишь за первые шесть месяцев. Т.е. на протяжении последних двух лет (влияние кризиса в 2009-2010 гг. не дало российским компаниям наращивать свой автопарк) совокупный объем парка автоцементовозов увеличивается на 10-15% ежегодно и по состоянию на III квартал 2012 года составляет более 5 тысяч единиц спецтехники.
Следует отметить, что, согласно российскому законодательству, максимальный вес автопоезда должен быть не более 40 тонн, а значит полезный вес груза (за вычетом массы тягача, полуприцепа, цистерны и т.д.) составляет лишь 25-28 тонн, в то время как максимально допустимая загрузка стандартной цистерны цементовоза может составлять до 45 тонн. Таким образом, перевозчики вынуждены использовать свой автопарк лишь на 60-65% от его максимальной мощности. Однако, даже несмотря на это, повышательный тренд динамики автоперевозок продолжается - отмечают аналитики INFOLine.
Информация об исследовании:
Исследование "Цементная отрасль России 2012-2015 гг. Инвестиционный климат. Логистика и структура потребления цемента" структурно состоит из двух основных элементов. Первый элемент - аналитическая часть исследования - включает все основные моменты, связанные с анализом цементной отрасли в РФ и международной ситуации на рынке. Во второй части исследования описаны все действующие цементные предприятия России, и приведено структурированное описание всех российских и международных игроков, работающих на данном рынке. По совокупному объему эти две части включают более 600 страниц. При этом исследование разделено практически пополам, т.е. чуть меньше трехсот страниц – аналитическая часть, чуть больше трехсот страниц – описание предприятий цементной отрасли.
Презентацию исследования "Цементная отрасль России 2012-2015 гг. Инвестиционный климат. Логистика и структура потребления цемента" можно скачать здесь.