На основании своего ежемесячного
отраслевого обзора "Рейтинг торговых сетей FMCG России" специалисты аналитического агентства INFOLine подвели промежуточные итоги развития ритейла в 2012 году. Специалисты анализируют рынок в целом, а также на постоянной основе отслеживают деятельность более 600 розничных сетей сегмента FMCG. По результатам первого полугодия текущего года, доля рынков и ярмарок в обороте РТ в России составила чуть более 10%, констатируют аналитики.
В структуре оборота розничной торговли по видам организаций по итогам I полугодия 2012 года сохранилась тенденция снижения доли рынков и индивидуальных предпринимателей. Доля крупных и средних организаций (в значительной степени это торговые сети) при этом выросла на 2,3 процентных пункта, а доля малых предприятий сократилась на 0,5 п.п. В I полугодии 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года оборот торгующих организаций вырос на 8,3 %, а продажи на рынках упали на 1,5%. На 1 июля 2012 года на территории Российской Федерации функционировало 2963 розничных рынка, сообщают в INFOLine.
В обзоре INFOLine отмечается, что продолжающееся снижение доли рынков в РТО обусловлено снижением их конкурентоспособности и сопровождается уменьшением их количества (ввиду ликвидации или перепрофилирования в торговые комплексы) и общего числа торговых мест. Так, с 1 апреля по 1 июля 2012 года закрылись или были преобразованы в торговые центры 117 рынков.
Снижение конкурентоспособности розничных рынков объясняется в том числе улучшением качества ассортимента в категории фрэш в торговых сетях, а также тем, что динамика цен на продовольственные товары, реализуемые на розничных рынках, в основном повторяет тенденцию изменения потребительских цен на аналогичные продукты питания, реализуемые в целом по всем формам торговли, а уровень цен на большую часть продуктов питания, реализуемых на рынках, был выше, чем в сетях.
Иван Федяков, генеральный директор INFOLine: "Потребителю нравится ходить в качественные магазины. За последние 6 лет количество рынков в нашей стране сократилось в 2 раза. Во многих случаях эти рынки были замещены либо крупноформатными магазинами типа "Гипермаркет", либо торговыми центрами. И в дальнейшем современная розница будет расти и развиваться".