Вопреки ухудшению макроэкономической ситуации, в первом полугодии текущего года FMCG ритейлеры не только не снизили, но и ускорили темпы открытия магазинов. К такому выводу пришли специалисты агентства INFOLine, проанализировав показатели более 600 розничных сетей FMCG. По данным аналитиков агентства, если за этот период в 2010 году начали работу новые торговые объекты общей площадью 363 тыс. кв.м., в 2011 году - 474 тыс. кв.м., то в 2012 году общая площадь магазинов, открытых в первом полугодии, достигла 662 тыс. кв.м. При этом, помимо традиционно активных крупнейших в России розничных компаний X5 Retail Group и «Магнит», заметно активизировались по сравнению с предыдущим годом другие сети из десятки лидеров рынка, подчеркивают в INFOLine.
На основании своего ежемесячного обзора
«Рейтинг торговых сетей FMCG России» аналитики агентства INFOLine подвели итоги развития продуктовой розницы в первом полугодии 2012 года. При проведении исследования специалисты анализируют операционные и финансовые показатели более 600 розничных сетей сегмента FMCG, из которых 110 попадают в ежемесячный рейтинг.
Согласно данным обзора INFOLine, количество торговых объектов ТОП-110 ритейлеров FMCG увеличилось за январь-июнь 2012 года более чем на 1000. Сеть «Магнит» за I полугодие 2012 года прирастила площади почти на 150 тыс. кв.м, а X5 Retail Group – на 92,8 тыс.кв.м., в том числе за счет приобретения прав долгосрочной аренды у Ульяновской торговой сети «Симбирка» и переформатирования магазинов сети «Семья» в Кирове, приобретенной в декабре 2011 года, сообщают в INFOLine.
Примечательно, что по итогам I-ого полугодия 2012 года сразу несколько сетей, входящих в десятку крупнейших ритейлеров России, увеличили свою долю в общем приросте торговых площадей по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Так, «Ашан» и «О'Кей» с января по июнь текущего года открыли по 4 гипермаркета общей площадью 30-40 тыс.кв.м., и если доли этих сетей в общем приросте за первое полугодие 2011 года едва превышали полпроцента, то в текущем году данный показатель у компаний достиг 3,5% и 3,4% соответственно. Metro C&C и «Лента» за первые 6 месяцев 2012 года открыли по 3 гипермаркета общей площадью 22-23 тыс.кв.м. Это позволило компаниям увеличить долю в общем приросте площадей 110 крупнейших сетей FMCG России до 3,8% и 2,3% соответсвенно.
В планах третьего в России ритейлера по количеству магазинов ГК «Дикси» в 2012 году открыть от 250 до 300 «магазинов у дома». За I-ое полугодие текущего года компания запустила 184 торговых объекта. При этом прекратили работу 27 магазинов (11 «Дикси», 16 «Квартал»). Доля «Дикси» в открытиях первого полугодия текущего года достигла 3,2% (против 2,2% в прошлом году).
В INFOLine отмечают, что планы международных компаний по открытиям на ближайшие годы также весьма амбициозны. Так, на 2012 год запланировано открытие 7 гипермаркетов «Ашан». Ожидается открытие порядка 30 супермаркетов сети «Атак», рассчитывающей в 2012-2013 годах выйти на рынки Краснодара, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, а к 2015 году довести количество супермаркетов «Атак» до 200.
Другой международный игрок - Metro Group - в 2012 году начал в России развитие формата «Магазин у дома» площадью 40-100 кв. м. «Фасоль» по франчайзингу. Кроме того, в 2012 году в России планируется открытие 3 гипермаркетов real. Торговая сеть Billa рассчитывает прирасти по количеству супермаркетов не менее чем на 20 (как за счет органического прироста (около 10 супермаркетов), так и за счет приобретения 12 супермаркетов «Ситистор» в апреле 2012 года). Prisma в III-IV кв. 2012 года планирует открытие 2 супермаркетов и 3 гипермаркетов сети в Санкт-Петербурге.
Также, по утверждению аналитиков INFOLine, в течение 2012 года стоит ожидать достаточно высокой инвестиционной активности крупных федеральных ритейлеров: «Лента», «О'Кей», «Дикси» и «Монетка». Так, в 2012 году ГК «О'Кей» планирует открыть 17 гипермаркетов и 5-10 супермаркетов, а «Лента» в текущем году рассчитывает запустить 9-10 гипермаркетов, уточняют в INFOLine. Большая доля прироста площадей крупнейших ритейлеров России намечена на второе полугодие 2012 года, когда станет ясно, насколько успешно удастся крупнейшим розничным компаниям страны реализовать амбициозные планы по расширению.