Деловую программу двухдневной конференции «Категорийный менеджмент в Белые Ночи ’25» открыл аналитическим докладом основатель INFOLine
Иван Федяков. Одно из главных профессиональных мероприятий в сфере потребительского рынка и ритейла состоялось 26-27 июня в Санкт-Петербурге.
Эксперт акцентировал внимание аудитории на ключевых макроэкономических и рыночных изменениях, на замедлении темпов роста розничного товарооборота, увеличении налоговой нагрузки и ослаблении потребительской активности.
«К сожалению, сегодня есть ряд вызовов, которые не позволяют потребительскому рынку расти теми темпами, которые мы наблюдали в предыдущие годы. И это очень тревожно», – отметил эксперт.
По его словам, в январе–марте текущего года розничный товарооборот в сегменте food составил 14,2% в то время как продовольственная инфляция за тот же приод увеличилась почти на 12%. Называя момент переломным, Иван Федяков подчеркнул: даже в первой десятке крупные розничные сети – лидеры рынка – показали рост, сопоставимый с инфляцией или ниже ее порога.

Заметно выросли продажи лишь у Х5 (20,7%), «Меркурия ритейл групп» (23,1%) и «Ленты» (23,2%), драйвером которой по-прежнему остается удачно приобретенная «Монетка». Выручка «Магнита» в январе–марте поднялась на 14,2%, «Вкусвилл» шел в ногу с инфляцией – 11,8%.
Высокие параметры продаж на FMCG-рынке сегодня обеспечиваются лишь сделками M&A и органическим ростом, уверен Иван Федяков: «За прошлый год участники рынка ввели в эксплуатацию свыше двух миллионов квадратных метров новых торговых площадей. Почти три четверти этого метража пришлось на первую десятку. У X5 появилось больше 2,5 тысяч магазинов, «Магнит» открыл почти полторы тысячи. А сеть «Красное и Белое» выросла на 4 тысячи торговых точек. Это феноменальный объем».
Данные по выручке и инвестактивности розничных компаний диктуются, по мнению аналитика, проблемами или преимуществами, которые сложились на сегодня в разных каналах продаж.
«С гипермаркетами все понятно, – заметил он, – глубокая стагнация, и даже «Магнит» пытается избавиться от своих крупноформатных объектов. Супермаркеты имеют схожую негативную тенденцию, разве что лидеры пока проявляются в этом формате. Хорошо чувствуют себя мягкие дискаунтеры – совокупно они прибавили почти 20% продаж в прошлом году и 16% в первом квартале нынешнего. Рост магазинов у дома – 14,3% по итогам 2024 года и 16,9% в январе–марте 2025-го».
Жесткие дискаунтеры по-прежнему показывает высокую динамику развития и имеют перспективы, отметил Иван Федяков. При этом внимание акцентировал на рейтинге франчайзинговых проектов, охарактеризовав текущее состояние этой бизнес-модели как эпоху ренессанса. «Долгое время франчайзинг не был активно развит в нашей стране, и все попытки запустить эту модель ничем не заканчивались за исключением единичных успехов. Сейчас же мы видим, что во франчайзинг достаточно серьезно поверили очень крупные игроки», – подчеркнул спикер, представив аудитории финансовые и операционные показатели участников десяти самых успешных франчайзинговых проектов.
Презентацию спикера можно скачать здесь. Или запросите материалы у наших специалистов: retail@infoline.spb.ru.
Отраслевым компаниям рады напомнить о подписке на ежемесячный обзор «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России», куда входят следующие разделы:
- Операционные итоги 200 крупнейших сетей FMCG России
- Рейтинги по количеству, торговой площади, выручке
- Государственное регулирование розничной торговли
- Основные события в розничной торговле FMCG
- Актуальные кейсы по розничной торговле и потребительскому рынку
- Основные события и планы развития торговых сетей FMCG России в формате бизнес-справок по каждой компании
Получить специальное предложение для подписки на обзор.
Специалистам в области категорийного менеджмента будет полезен ежемесячный обзор «Банк новинок на рынке продуктов питания». Отраслевой отчет включает в себя структурированное описание новых продуктов, вышедших на B2C рынок продуктов питания и напитков.
Обзор будет полезен всем производителям, дистрибьюторам, представителям розничной торговли для отслеживания конкурентной среды, тенденций на рынке, управления ассортиментным портфелем, специалистам отделов маркетинга и продаж предприятий, производящих продукцию и оказывающих услуги промышленным предприятиям. Каталог позволит отследить активность конкурентов, изучить более интересные зоны для запуска новых продуктов, поможет определить тенденции рынка и подчерпнуть идеи для генерации новых идей.
Получить специальные условия для покупки обзора
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.