Гражданское судостроение в 2023 году показало рост числа сданных судов и их общего водоизмещения, отмечают авторы аналитической базы INFOLine «Заказы на строительство судов на верфях РФ». Флагманы отрасли — пассажирский и танкерный флот.
Число сданных судов тоннажем более 50 тыс. тонн за год увеличилось с 82-х до 112 единиц. Из них 90 относятся к гражданскому сегменту, 22 — к «специальному судостроению». Общее водоизмещение крупных и средних судов выросло в 2,4 раза до 1,2 млн тонн, если учитывать морское основание гравитационной платформы для СПГ-завода НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2» весом 640 тыс. тонн (без нее рост составил 10,7%, до 459 тыс. тонн).
Примерно четверть тоннажа пришлась на танкерный флот, в специальном судостроении почти 60% занял подводный флот.
Общая стоимость сданных судов, согласно аналитической базе INFOLine «Заказы на строительство судов на верфях РФ», выросла на 47,1%, до 330,6 млрд руб., опять же с учетом платформы НОВАТЭКа. Без нее стоимость судов в гражданском судостроении упала на 16,4%, до 92,6 млрд руб., а в специальном — увеличилась на 62%, до 184 млрд руб.
На ОСК пришлось 59,1% всей стоимости и 19,4% тоннажа 2023 году, на втором месте с 22,9% — верфь «Звезда», на третьем — холдинговая компания «Ак Барс». Появился и новый игрок — Sitronics Group (входит в АФК «Система»), представленная верфью «Эмпериум», строящей электроходные пассажирские суда.
«В 2024 году продолжится активный рост ввода пассажирского флота, – полагает глава «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров, – прежде всего за счет заказов «Водохода» совместно с ГТЛК».
Эксперт прогнозирует: в 2024 году (или при неблагоприятных условиях в 2025-м) могут быть сданы два танкера-газовоза «Алексей Косыгин» и «Сергей Витте» (ССК «Звезда»). Они уже спущены на воду, однако на сроки сдачи может негативно повлиять усиление санкций: верфь «Звезда» 23 февраля включена в SDN-list США. Также на «Звезде» должен быть построен танкер-челнок «Валентин Пикуль». В конце 2024 года Балтийский завод должен передать «Росатому» ледокол «Якутия». Таким образом, заключает Михаил Бурмистров, в гражданском судостроении в 2024 году будет зафиксирован рост, если «Звезда» выполнит производственную программу.
При этом сдача некоторых рыбопромышленных судов будет перенесена на 2025-й из-за большого объема перепроектирования и замены комплектующего оборудования.
Михаил Бурмистров отмечает также возросшие риски, связанные со вторичными санкциями: почти любое судовое оборудование — это продукция двойного назначения. Ужесточение санкций ставит под угрозу поставки из Китая.
Другой ключевой проблемой для отрасли, по мнению аналитика, остается нехватка персонала и сложные условия труда, в первую очередь из-за недостаточного уровня автоматизации и отсутствия сухих доков: квалифицированные специалисты сегодня нарасхват, а они все меньше готовы работать под открытым небом.
Эксперт считает остро необходимым создание мощностей по строительству крупнотоннажных судов на Северо-Западе РФ, называя наиболее экономически эффективным проект строительства сухого дока на базе неиспользуемого эллинга Балтийского завода.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал INFOLine: экономические новости, чтобы следить за самыми актуальными новостями!
Обратите внимание на продукты INFOLine.
База данных «Заказы на строительство судов на верфях России» и ежеквартальная аналитическая презентация:
- Основные технические характеристики судна (дедвейт, водоизмещение)
- Стоимость строительства
- Заказчик судна, изготовитель и проектировщик
- Текущее состояние контракта (планируется к подписанию, подписан, в работе, выполнен, заморожен)
- Сроки реализации проекта по основным стадиям (год и квартал заключения контракта, закладки судна, спуска на воду) и др.
Запросить демоверсию базы данных по строящимся судам
Также рекомендуем также услугу Тематические новости: «Судостроительная промышленность РФ и стран ближнего зарубежья».
Структура еженедельного выпуска:
- Общие и региональные новости судостроения
- Нормативные документы
- Развитие гражданского и специального флота РФ
- Отраслевые мероприятия
- Тендеры
- Строительство новых судов на российских верфях
- Ремонт судов на российских судостроительных мощностях
- Строительство и реконструкция верфей
- Новости предприятий входящих в ОСК
- Новости судостроительных и судоремонтных компаний
- Новости о производстве оборудования и компонентов
- Зарубежные новости
Суммарное количество оригинальных публикаций, включенных в один информационный бюллетень, в среднем составляет 70 материалов.
Запросить тестовую подписку
Наши специалисты готовы ответить на любые вопросы:
(495) 772-76-40, (812) 322-68-48
transport@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot