В 2022 году российский рынок мебели и товаров для дома столкнулся с серьезными вызовами. Компании-производители ощутили дефицит сырья и комплектующих, резко оборвались каналы коммуникаций с поставщиками оборудования, разрушились планы по закупке новых импортных станков. Оборот производства мебели в 2022 году вырос всего на 4,7% и составил 425,5 млрд. руб. Крупнейшие игроки отрасли прогнозировали падение рынка и в 2023 году – вплоть до 20%, однако их пессимистичные прогнозы не оправдались. Производство мебели в январе-ноябре 2023-го увеличилось на 7,5% к соответствующему периоду предыдущего года.
По данным Ежемесячного обзора "Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ", положительной динамике рынка способствовал активный ввод жилья – по данным на конец декабря 2023-го, в эксплуатацию было сдано более 100 млн кв. м жилой недвижимости. Также спрос стимулировали усилия крупных девелоперов, которые все чаще стали предлагать покупателям различные форматы меблировки в своих проектах. Пока программа оснащения квартир предметами интерьера — лишь частная инициатива застройщиков и мебельных компаний, однако соответствующий законопроект уже находится на рассмотрении. Кроме того, драйвером спроса на мебельное производство на жилищном рынке стала ипотека: за год россияне оформили кредиты на жилую недвижимость, превышающие в совокупности 7 трлн руб. В результате отрасль зафиксировала рост производства отдельных видов мебели для дома: шкафов (+34,8% к ноябрю 2022 г.), диванов и соф (+19,5%), а также столов (+15,1%).
Нельзя не учитывать и тот факт, что после ухода крупных международных игроков внимание потребителей сфокусировалось на отечественных производителях, развернувших борьбу за освободившуюся долю на рынке и серьезно взявшихся за расширение ассортимента. Еженедельный мониторинг событий в агропромышленном комплексе, который выполняют специалисты направления "Тематические новости" компании INFOLine, позволяет отслеживать как меняются стратегии игроков мебельного рынка. Так компания Mr.Doors, ранее занимавшаяся преимущественно встроенной мебелью и производством на заказ, но под конъюнктурным влиянием расширила линейку своих товаров мягкой мебелью.
Один из лидеров матрасного рынка – компания "Аскона" – тоже активно нарастила количество SKU. В рамках своей обновленной стратегии в 2023 году она запустила площадку нового формата, схожую с концепцией шведского ретейлера IKEA. Askona Home – это пространство площадью 5 тыс. кв. м, обустроенное готовыми интерьерными решениями, а также сопутствующими товарами для дома, где всего представлено более 8000 единиц товаров. Кроме того, территория гипермаркета обогащена рекреативной и деловой инфраструктурой: семейным кафе, детским уголком, зоной для работы с дизайнерами и коворкингом.
Интересный кейс продемонстрировал "Яндекс Маркет": на фоне трехкратного роста продаж мебели через собственную площадку маркетплейс запустил СТМ диванов и кроватей. До конца 2025 года компания планирует ввести 3000 SKU, а также увеличить оборот СТМ до 10% от общего объема продаж мебели через маркетплейс.
Собственные торговые марки в категории мебели и товаров для дома — новая реальность российского ретейла. Еще во второй половине 2022 года в рамках развития ассортимента Ozon выпустил постельное белье из сатина под собственным брендом. В 2023 году в ответ на высокий спрос пользователей к домашнему текстилю Lamoda открыла на своей платформе продажи постельного белья под ТМ Lamoda Home. По данным Lamoda, на протяжении 2-х лет более половины оборота компании в разделе "Дом" приходилось именно на текстильную продукцию.
Производственные процессы мебельного предприятия Lazurit также подчиняются запросам розницы. По мнению компании, в современной действительности интерьеры все чаще отражают личность всех членов семьи, включая домашних животных. Потому Lazurit расширил собственный ассортимент мебелью для питомцев и выпустил серию плетеных лежанок с матрасами.
Уход из страны крупных игроков, производящих мебель и товары для дома, подтолкнул отечественных производителей к освоению новых ниш и росту ассортимента. В 2024 году существенного расширения сегмента участники отрасли не ожидают. Рынок во многом будет зависеть от государственной поддержки отечественного производства, а также от ситуации на рынке недвижимости и ипотечного кредитования.
Для развития бизнеса в современных условиях важно оценивать общую картину рынка мебели и товаров для дома в России и сопредельных странах. В связи с этим в 2023 году специалисты INFOLine расширили еженедельный мониторинг рынков Soft-DIY и HouseHold и дополнили структуру выпуска разделом о производстве.
Структура выпуска "Рынок мебели, товаров для дома и сада, торговые сети Soft-DIY и HouseHold России и Республики Беларусь":
Производство мебели, товаров для дома и сада
-
Новости отрасли
-
Госрегулирование
-
Отраслевые мероприятия
-
Инвестиционные проекты
-
Региональные новости
-
Новости компаний
-
Гардеробные системы
-
Ковры
-
Кухонные аксессуары
-
Мебель, Мебельные детали и комплектующие, Мягкая мебель, Мебель для кухни
-
Посуда
-
Освещение
-
Полки и кронштейны, стеллажи
-
Столешницы и комплектующие
-
Садовый инвентарь, техника и мебель
-
Текстиль для дома, товары для сна
-
Хранение
-
Прочие товары для дома
Торговые сети Soft-DIY и HouseHold
-
Общие новости рынка
-
Сети формата Soft-DIY
-
Сети формата HouseHold и мебели для дома
-
Интернет-магазины
-
Новинки
Заказать тестовую подписку на 1 месяц на услугу "Рынок мебели, товаров для дома и сада, торговые сети Soft-DIY и HouseHold России и Республики Беларусь"
Задать вопросы и узнать подробности об исследованиях INFOLine Вы можете по телефонам: +7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848 или по электронной почте retail@infoline.spb.ru