По итогам первого полугодия два крупнейших железнодорожных оператора РФ — Федеральная и Первая грузовые компании — сравнялись в своем масштабе, разделив между собой первые строки рейтинга операторов, отмечают авторы ежеквартального отраслевого обзора INFOLine Rail Russia TOP. В целом рынок растет и сохраняет высокую степень консолидированности. В условиях больших доходов, высокой цены на подвижной состав и увеличившихся лизинговых ставок операторы стремятся выкупить вагоны из лизинга и заручиться возможностью приобрести их с завода по старым ценам.
Два гранда рынка оперирования железнодорожным подвижным составом — Первая грузовая компания (ПГК) и Федеральная грузовая компания (ФГК, подконтрольна ОАО РЖД) — разделили между собой первое и второе места в рейтинге операторов INFOLine Rail Russia TOP по итогам января–июня 2023 года. ФГК по итогам раскрытия данных о выручке и прибыли впервые за несколько лет вышла на первую строчку рейтинга операторов, обогнав многолетнего лидера ПГК по итогам и 2022 года, и первого квартала 2023-го. Однако позднее эксперты INFOLine пересмотрели рейтинг за 2022 год, и сейчас ФГК делит первое место с ПГК.
Генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров
поясняет, что рейтинг за 2022 год был уточнен после получения данных о выручке ПГК, которая по итогам прошлого года уступила по финансовым показателям только кэптивным операторам НТК и «Уголь-Транс», выручка которых включает операции с привлеченным парком, а также «Трансойлу», который финансовые показатели не раскрывает уже два года.
По итогам первой половины 2023 года ПГК и ФГК продемонстрировали одинаковые показатели по сумме критериев, причем ФГК лидирует по парку в собственности и в управлении, активно наращивая покупки вагонов (в 2023 году оператор планирует закупить до 2 тысяч крытых вагонов и до 5 тысяч универсальных платформ). ПГК при этом за счет более высокой эффективности работы парка является лидером по объемам перевозок и грузообороту.
Рынок сохраняет высокую степень консолидированности: на долю топ-30 операторов по итогам полугодия пришлось около 75% парка и 84,3% грузооборота, отмечают в INFOLine. При этом доля топ-10 и топ-3 операторов по всем показателям падает: по парку в управлении она сократилась на 1,2 п. п. до 51% и на 0,6 п. п. до 21,1% соответственно. По парку в собственности — на 0,5 п. п. до 44,9% и на 1 п. п. до 19,8%. Доля десяти и трех крупнейших операторов в объеме перевозок упала в обоих случаях – на 0,4 п. п. до 58,7% и до 25,5%, в грузообороте — на 1,1 п. п. до 62,9% и на 0,6 п. п. до 25,9%.
«В 2023 году проявилось несколько важных трендов, – продолжает Михаил Бурмистров. – Во-первых, в условиях ухудшения показателей оборота парка на сети из-за беспрецедентных объемов строительных и ремонтных работ возросли закупки новых вагонов на заводах РФ и б/у парка из стран Балтии. Во-вторых, некоторые операторы с учетом изменения конъюнктуры пересмотрели взгляды на свое стратегическое развитие в ряде сегментов рынка подвижного состава.
В-третьих, многие операторы, получившие в 2022 году рекордно высокую прибыль, направили средства на выкуп парка из лизинга, поскольку лизинговые ставки существенно возросли».
Только повышение ключевой ставки ЦБ в этом году с 7,5% до 13% выразилось в увеличении лизинговых платежей минимум на 500 руб. без НДС за вагон в сутки, добавляет эксперт, называя и четвертый тренд: покупатели подвижного состава, цены на который выросли в 2023 году на 30–40%, начали перепродавать как места в заводских очередях, так и непосредственно парк, заказанный в 2022 году по существенно более низким ценам.
Еще одной тенденцией в INFOLine считают заметно увеличившийся разрыв между ставками аренды и оперирования на спотовом рынке и долгосрочными сервисными контрактами (например, в сегменте нефтебензиновых цистерн), что формирует риски для ряда операторов, особенно с высокой долей парка в лизинге.
Подробнее о ежеквартальном обзоре INFOLine Rail Russia TOP. Структура отчета:
- рейтинг операторов подвижного состава и компаний, занимающихся операционным лизингом
- макроэкономические показатели развития транспорта в России
- бизнес-справки по крупнейшим операторам, включающие операционные и финансовые показатели, динамику парка в собственности и управлении, перевозки и грузооборот за 2014-2023 годы, инвестиционные проекты, закупки подвижного состава, слияния и поглощения, отставки и назначения, стратегии, контакты и др.
- бизнес-справки по крупнейшим оперлизинговым компаниям в сегменте железнодорожного подвижного состава
Запросить демоверсию обзора
Для развития вашего бизнеса мы также выпускаем ежемесячный обзор «Рынок арендных ставок по видам железнодорожного подвижного состава». Структура отчета:
- динамика парка подвижного состава
- рейтинг крупнейших операторов по видам вагонов
- оперативный анализ парка вагонов и его задействования в перевозочном процессе
- основные тенденции рынка перевозок грузов
- результаты мониторинга ставок предложения
- результаты мониторинга ставок спроса
Каждый раздел представляет собой подробный анализ и описание основных тенденций рынка каждого вида вагонов с представлением ставок аренды по компаниям собственникам и операторам.
Запросить специальное предложение на подписку
Сотрудники INFOLine всегда готовы ответить на любые вопросы. Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot
Большой объем оперативной информации и всегда свежие данные – в нашем официальном Telegram-канале INFOLine: экономические новости.