В условиях роста задействованного в перевозках парка из-за ухудшения эксплуатационной ситуации на сети показатель оборота вагонов резко замедлился, а ставки аренды полувагонов с начала II квартала 2023 года продемонстрировали существенный рост, говорится в отраслевом обзоре INFOLine «Транспортная отрасль России 2023 года».
Цена на новый полувагон с поставкой в 2024 году достигла 5-5,5 миллиона рублей (без НДС), при этом у вагоностроителей мощности законтрактованы до середины 2024 года, а у некоторых – до осени 2024 года.
По данным авторов исследования, до конца 2023 года, несмотря на ожидаемое сокращение перевозок и грузооборота, на рынке большинства видов подвижного состава сохранится дефицит, который создаст предпосылки для сохранения арендных ставок на текущих уровнях или для их локальной коррекции.
Более того, на фоне резкого роста цен на вагоны и снижения маржинальности оперирования после повышения ключевой ставки ЦБ некоторые операторы приостанавливают закупку парка.
«Ситуация совершенно беспрецедентная, – комментирует положение дел в отрасли генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров, – с текущими ставками аренды и уровнем ключевой ставки закупки по большинству видов вагонов были бы экономически эффективны при ценах на вагоны конца 2022 года, однако для вагонов с поставкой в 2024 году они выросли более чем на 40%».
Эксперт уточняет, что большинство вагоностроителей законтрактованы как минимум на первую половину 2024 года, а некоторые — на весь год. Цена очень востребованных сейчас нефтебензиновых цистерн — от 6–6,5 млн руб. без НДС (причем свободных мощностей нет не только в России, но и в Белоруссии), минераловозов — от 6 млн, типовых полувагонов — от 5 млн руб.
Аналитик отмечает, что при этом у заводов резко возросли затраты на оплату труда, подстегиваемые дефицитом персонала: к примеру, у четырех крупнейших предприятий сейчас не хватает более 5 тыс. человек, или до 15% от необходимой численности штата. Причина дефицита – в оттоке кадров в оборонный сектор, в логистику, а также в эффекте от мобилизации и контрактной службы в вооруженных силах.
«Цены контрактов сейчас индикативные, поскольку в 2024 году будут проиндексированы на инфляцию и с учетом роста цен на металл», – уточняет Михаил Бурмистров.
Подробнее об исследовании INFOLine. «Транспортная отрасль России 2023 года» это:
- анализ состояния и перспектив развития транспортной отрасли в целом и по видам транспорта (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный);
- описание важнейших событий в транспортной отрасли в разрезе сегментов рынка, компаний;
- рейтинги железнодорожных компаний по объему перевозок и парку в управлении, рейтинга портов по грузообороту, рейтинга авиакомпаний по перевозкам грузов и пассажиров;
- анализ изменений законодательства, тенденций государственного регулирования транспортной отрасли;
- выявление и описание крупнейших инвестиционных проектов в области транспорта;
- описание крупнейших игроков рынка;
- сценарный прогноз развития транспортной отрасли.
Запросить демоверсию исследования
Для развития вашего бизнеса мы также выпускаем ежемесячный обзор «Рынок арендных ставок по видам железнодорожного подвижного состава». Структура отчета:
- динамика парка подвижного состава;
- рейтинг крупнейших операторов по видам вагонов;
- оперативный анализ парка вагонов и его задействования в перевозочном процессе;
- основные тенденции рынка перевозок грузов;
- результаты мониторинга ставок предложения;
- результаты мониторинга ставок спроса.
Каждый раздел представляет собой подробный анализ и описание основных тенденций рынка каждого вида вагонов с представлением ставок аренды по компаниям собственникам и операторам.
Запросить специальное предложение на подписку
Сотрудники INFOLine всегда готовы ответить на любые вопросы. Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot
Большой объем оперативной информации и всегда свежие данные – в нашем официальном Telegram-канале INFOLine: экономические новости.