В 2023 году производство мясных продуктов продолжает показывать разнонаправленную динамику. Выпуск колбасных изделий остался на уровне предыдущего года на фоне ухудшения покупательской способности населения и переориентацией потребителей на альтернативные товарные группы, например, на мясные консервы, производство которых растет двузначными темпами. Выпуск мясных консервов стал рекордным за 12 лет, что связано с ажиотажным спросом на продукцию данной категории на фоне СВО.
По оценке INFOLine, в целом рынок мясопереработки в 2022 г. характеризовался волатильностью цен на сырье и компоненты, а также колебаниями потребительского спроса – от ажиотажных покупок до экономии и отказа от покупок совсем.
Порционность
По оценкам INFOLine, за I полугодие 2023 года выпуск мясных полуфабрикатов вырос на 7-8% на фоне высокой сырьевой базы, перехода покупателей с высокомаржинальных продуктов на более простые, а также сезонного фактора, связанного в том числе с началом "шашлычного сезона". Напомним, что по итогам 2022 года выпуск мясных полуфабрикатов остался на уровне 2021 года, хотя в предыдущие годы демонстрировал активный рост, вследствие еще более "бережливого" потребления на фоне нестабильной экономической и политической ситуации.
График 1. Производство мясных полуфабрикатов в России (охлажденных и замороженных)
Источник: исследование INFOLine "Производство продуктов питания и напитков в России 2023"
По мнению INFOLine, тренд на мясные полуфабрикаты и готовые к употреблению блюда, требующие только разогрева сохранится вследствие роста числа одиноких людей и ухода населения от традиции семейных ужинов к готовым блюдам. На основе анализа обзора "Банк новинок на рынке продуктов питания в России и мире", выявлено, что большинство мясных охлажденных полуфабрикатов выпущено в порционном формате.
Также большинство новинок выпущено с добавлением соуса, маринада. С одной стороны, это приводит к экономии времени потребителей: зачастую от них требуется вскрыть упаковку и выложить содержимое на сковороду, либо производителями разработана упаковка, которая приспособлена для запекания. С другой стороны, прослеживаются последствия пандемийного периода, когда в условиях отсутствия возможности посещать заведения общественного питания запрос на потребление блюд ресторанного уровня остался.
Агрокомплекс "Агросила" вывела на рынок голень в маринаде, предназначенный для запекания в духовке сразу в упаковке, при этом продукция также подходит для жарки и для гриля.
Мясоперерабатывающий завод "Окраина" продолжил расширять линейку готовых блюд под собственным брендом "Окраина": филе куриной грудки в сливочно-сырном соусе, говядина в ягодном соусе, рулька свиная томленая и пр.
СТМ сетей
По оценке компании INFOLine, уже 10% от общего розничного товарооборота продуктов питания приходится на собственные торговые марки, а крупнейшие торговые сети, а также онлайн-ритейлеры и дальше анонсируют грандиозные планы по наращиванию товаров СТМ во всех ценовых категориях.
Торговая сеть "Перекресток" в новой стратегии выстраивает ассортиментную политику на следующих принципах: сокращение количество марок, представленных на полках сети, увеличение фокуса на ключевых СТМ, инвестирование в фокусные СТМ с ростом их доли в РТО СТМ с 30 до 80%. По итогам 2022 года доля СТМ в товарообороте составила около 18%, в планах нарастить долю до 26% в 2023 году. Торговая сеть "Магнит" активно развивает собственные торговые марки, их доля в товарообороте составляет более 20%: количество позиций СТМ превысило 5 тысяч, реализующихся на полках ритейлера под 25 различными брендами.
В торговой сети "Лента" категория мясных товаров под СТМ представлена как в базовом ценовом сегменте ("365 дней", "Лента"), так в высоком ("Лента Premium"). По итогам 2022 года торговая сеть "Лента" вывела на рынок порядка тысячи новых позиций под СТМ, в том числе был запущен новый кросс-категорийный суббренд "Лента FRESH", включающий более 500 SKU продуктов от поставщиков компании и готовых блюд собственного производства с коротким сроком годности по доступным ценам. Уже в начале 2023 года компания выпустила новинки под новым брендом мясных продуктов "Друже".
Халяль
За последние 5 лет российский рынок халяльной продукции вырос в два раза и, по оценкам аналитиков, составляет примерно 5 % от розничной торговли продуктов питания.
Для российских производителей зарубежные рынки халяльной продукции являются перспективными. По итогам 2022 года экспорт халяльной продукции на мировые рынки вырос почти на 50% и составил около 130 тыс. т. Основными направлениями экспорта являются Страны Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ) и страны Центральной Азии и Кавказа (Казахстан, Киргизия, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан). Доля халяльной продукции в общем экспорте мясного сырья составляет около 20%. "Дамате" с начала 2023 года начала поставки продукции "Халяль" из баранины в Саудовскую Аравию. Для компании "Черкизово" наращивание производства и продажи халяльной продукции стало одной из стратегических задач: если ранее компания экспортировала только небрендированнное мясо курицы для клиентов b2b-канала, то в 2022 году были представлены бренды Dajajti и Krasnobor для продажи в рознице.
Специалистами INFOLine подмечено, что если ранее халяльные бренды крупных мясопереработчиков в большей степень разрабатывались для экспорта, то в последние несколько лет на отечественном рынке появляются новые бренды на фоне роста спроса на халяльную продукции среди мусульманского населения России. При этом выбор потребителями халяльной продукции связан, в том числе, и с трендами на здоровое питание и выбор органической продукции, так как производство таких продуктов строго регламентировано и гарантирует качество, поэтому такие продукты позиционируются как экологически чистые. По оценкам Роскачества, темп роста отрасли халяль составляет не менее 5% в год.
Например, группа компаний "Черкизово" развивает бренд "Латифа Халяль" с 2015 г., в котором были представлены мясные полуфабрикаты из мяса курицы. Во II кв. 2023 г. компания выпустила ряд новинок халяльной продукции уже из мяса индейки: в продаже федеральных розничных сетей теперь представлены филе грудки, филе голени и фарш из филе грудки, расфасованные в прозрачные лотки весом 450 гр.
ГАП "Ресурс" в II кв. 2022 г. произвела первую партию халяльной баранины под брендом "AN-NOOR" на базе мясокомбината в Белокалитвинском районе Ростовской области.
А компания "Дамате" вывела на российский рынок бренд халяльной продукции "Salima", который изначально был разработан для экспорта весной 2021 года. В ассортименте представлены охлажденные полуфабрикаты, где в качестве сырья используется индейка собственного производства.
Растительные аналоги
Категория аналогов мясной продукции на растительной основе получает все большее распространение в России и мире в течение последних нескольких лет. По данным Союза производителей продукции на растительной основе, спрос на растительную продукцию ежегодно увеличивается на 20%.
По данным обзора "Банк новинок продуктов питания и напитков в России и мире" специалистами INFOLine отмечается, что на рынок выпускаются новинки аналоговых продуктов как уже зарекомендовавшими себя производителями ("ЭФКО", "Green Idea", "Well done"), так и появляются новые игроки.
В прошедшем году крупный мясопереработчик "АБИ Продакт" расширил свой ассортимент продуктами на основе растительного белка: в качестве сырья используется нут, горох, пшеница. В новой линейке "Foodgital" от бренда "Горячая штучка" представлены нагеттсы, чебуреки, котлеты. Новинки уже представлены как в федеральных торговых сетях (например, "ВкусВилл", "Ярче!"), так и сервисах доставки (Ozon fresh).
Следуя тренду на растительные аналоги, торговая сеть "Азбука вкуса" первая в российском ритейле запустила производство растительного мяса под собственной торговой маркой на базе фабрики-кухни в Москве. Линейка "Eat no meat" на основе горохового белка включает две новинки: котлеты для бургеров растительные со вкусом говядины и со вкусом курицы. Для торговой сети это не первый эксперимент с растительными аналогами: ранее компания разработала линейку растительных блюд под СТМ "Азбука Life" с добавлением растительного мяса Bite.
Расширение предложение продуктов на растительной основе наблюдается не только в розничной торговле, но и в сфере общественного питания. Например, с февраля 2023 года в меню одной из крупнейших сетей фастфуда в России "Бургер Кинг" появился первый веганский бургер. Альтернативная версия "Веган Воппер" состоит из котлеты и веганеза EFKO Food Professional. Причиной запуска новинки в меню является ответ на растущий спрос со стороны потребителей: по результат исследования "Ромир", проведенного по заказу "Бургер Кинг", 11% посетителей ресторана хотели бы видеть в меню позиции с котлетой из растительного мяса.
Помимо общей турбулентности российской экономики, перед мясным сектором стоят проблемы насыщенности рынка, волатильности цен на сырье и комплектующие, снижение покупательской способности. Однако несмотря на негативное влияние кризисных факторов, мясопереработчики продолжают искать новые пути реализации своей продукции, в том числе за счет выхода в новые категории (например, растительного мяса), сотрудничества с розничными сетями, расширения географии рынка сбыта.
Для участников рынка в INFOLine вышло новое исследование «Производство продуктов питания и напитков России 2023 года».
Структура обзора:
-
Основные показатели и ключевые события отрасли;
-
Актуальные тренды на рынке продуктов питания РФ и мира;
-
Конъюнктурный опрос «Ожидания динамики потребительского рынка»;
-
Рейтинг крупнейших производителей продуктов питания и напитков России и бизнес-справки по ним;
-
Перспективы развития пищевой промышленности РФ и др.
Получить специальное предложение на покупку обзора
На все возникшие у вас вопросы ответят наши специалисты. Контакты: +7(812)322-6848, (495)772-7640 retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.