На продажи алкоголя стабильно приходится около 14-15% от розничного товарооборота российской торговли. «Алкоголь в России необходимо продавать только в специализированных магазинах, а его реализацию в супермаркетах нужно запретить», – с такой инициативой вышли депутаты Госдумы.
Предложение парламентариев очень напоминает желание пролоббировать чьи-то интересы и представляет собой попытку изменить то, чего менять никто не просит, считает генеральный директор INFOLine Иван Федяков. «Очевидно, что сегодня система контроля за продажей алкоголя выстроена достаточно эффективно, ЕГАИС позволяет учитывать каждую бутылку от конвейерной линии на производстве до кассового аппарата в магазине, – уверен эксперт. – На текущий момент крайне редки случаи продажи спиртного несовершеннолетним, а если это и происходит, то местом инцидента чаще всего становятся недобросовестные магазины под безликой вывеской «Продукты». В крупных же сетях есть дополнительный собственный контроль, и нарушения там не допускаются».
Менять отлаженный механизм, потребовавший в свое время миллиарды рублей инвестиций, контрпродуктивно, продолжает Иван Федяков. «Скорее всего, авторы инициативы преследуют вполне понятные цели либо стараются закошмарить крупный федеральный ритейл, который в случае запрета на продажу там алкоголя будет вынужден закрыть, по моим оценкам, не менее трети магазинов. При этом кто-то из добросовестных торговых сетей просто обанкротится», – отмечает он.
По словам аналитика, важно учитывать, что алкоголь традиционно является одной из самых маржинальных категорий в ассортименте продуктовых сетей: «Не картошка и макароны позволяют им оплачивать коммунальные счета, расходы на аренду, выдавать заработную плату персоналу. Именно алкогольная продукция традиционно формирует существенную часть маржи ритейлера, поэтому большая часть торговых сетей имеет винные отделы в своих магазинах».
И без этого сомнительного законопроекта алкомаркеты переживают сегодня свой золотой век, подчеркивает глава INFOLine. По данным отраслевого обзора «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России», только за первую половину 2023 года Mercury Retail Group, управляющая специализированными сетями «Красное&Белое» и «Бристоль», открыла 2 087 новых объектов (для сравнения: за тот же период «Магнит» прирос на 498 магазинов, «ВкусВилл» – на 134, а «Лента» – на 7).
Всего же в управлении Mercury Retail Group, по данным INFOLine, работает 21 048 торговых точек, и в этом компания лишь немногим уступает X5 Group, под крылом которой 21 096 «Пятерочек», «Перекрестков» и «Чижиков».
В INFOLine также отмечают, что в 2022 году по показателю чистой прибыли (46,4 млрд руб.) Mercury Retail Group обошла «Магнит» (34,1 млрд руб.) и приблизилась к Х5 Group (52,2 млрд. руб.).
«Алкомаркеты сегодня открываются рядом с каждым домом, а их ассортимент зачастую становится более доступным, чем продукты для здорового питания, – делится наблюдениями Иван Федяков. – Бороться с этим можно и нужно, но не запретительными мерами, как предлагают законотворцы. Бороться надо отстройкой сбалансированной системы оборота алкоголя, пропагандой здорового и успешного образа жизни, ограничением на употребление алкоголя в общественных местах, который, кстати, имеется, но повсеместно нарушается.
А принимать такие решения, одно из которых мы сегодня обсуждаем, – это абсолютно бессмысленно, глупо и даже вредно».
Скачайте саммари обзора «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России» по ссылке https://t.me/INFOLine_news_bot или запросите текст по e-mail: retail@infoline.spb.ru.
Рекомендуем также обзор INFOLine «Розничная торговля Food и потребительский рынок России. Итоги года и перспективы развития»
- Показатели розничной торговли
- Показатели розничной торговли FMCG
- Показатели развития крупнейших ритейлеров FMCG
- Online и foodtech Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail
- Крупнейшие сети FMCG России Операционные, финансовые показатели, региональная представленность, ключевые события и планы развития TOP-10 ритейлерам FMCG
- Региональное развитие розничной торговли FMCG Региональная структура РТО, Food и Non-Food. Рейтинги сетей FMCG по 8 федеральным округам
- Состояние рынка торговых центров
Запросить спецпредложение на покупку обзора.
В бизнесе также будет полезна подписка на мониторинг «Тематические новости: розничная торговля РФ». Структура ежедневного выпуска:
- Новости потребительского рынка
- Общие новости розничной торговли
- Государственное регулирование
- FoodTech
- Розничная торговля продуктами питания и торговые сети FMCG
- Общественное питание
- Отдельные разделы выпуска посвящены розничной торговле в разных сегментах: DIY и HH; обувь, одежда и аксессуары; бытовая техника, электроника и мобильные устройства; фармацевтическая продукция; детские товары; косметика, парфюмерия и бытовая химия; книги, газеты и канцелярские товары; спортивные товары; ювелирные изделия; интернет-торговля
- Новости объектов торговой недвижимости
- Новости торговой логистики
Протестировать подписку бесплатно.
На все вопросы, возникшие у вас относительно продуктов INFOLine, ответят наши специалисты.
Контакты:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.