Международная выставка продуктов питания для ритейла и HoReCa – WorldFood Moscow и Группа компаний INFOLine рассказали об изменениях в продуктовой корзине россиянина.
По данным информационно-аналитического агентства INFOLine, производство индустриального хлеба продолжает падать с 2015 года, но сейчас заметен рост производства в сетевых пекарнях и пекарнях в торговых сетях. Россияне стали более разборчивы в выборе хлебных изделий, что отражается на ассортименте, представленном на полках магазинов – появляется все больше новинок со злаками, семенами, сниженным содержанием соли и сахара, жира и т.д.
Также INFOLine наблюдает рост производства охлажденных хлебобулочных полуфабрикатов (+18,5%), замороженных – на 36% на фоне роста спроса со стороны как конечных потребителей, так и со стороны сетевых пекарен и торговых сетей. На растущий спрос потребителей на хлебобулочные полуфабрикаты отреагировали крупнейшие производители: ГК «Каравай» запустил производство замороженного хлеба в 2022 г., в начале 2023 г. «Буше» также открыл свой цех по производству полуфабрикатов.
В 2022 году в пищевой отрасли произошли ряд крупных сделок M&A, две из из которых в хлебобулочной отрасли: БКК «Коломенский» заключил сделку по приобретению ООО «Хлебный Дом» (ранее ООО «Фацер»), которое является российской «дочкой» финского производителя продуктов питания Fazer. Теперь хлеб Fazer, хорошо знакомый жителям СЗФО, выходит под брендом "Хлебный дом"
«Конкуренция в хлебобулочной категории за место в корзине потребителя продолжает нарастать. Кроме индустриального хлеба, вниманию потребителя представлен широкий ассортимент сетевых пекарен, бурное развитие которых мы наблюдаем не первый год, а также пекарни при торговых сетях, причем если ранее выпечка свежего хлеба была прерогативой гипермаркетов и супермаркетов, то последние время и дискаунтеры готовы предложить свежевыпеченный хлеб и другие изделия покупателю. Так торговая сеть «Магнит» заявила, что до конца этого года откроет 2000 пекарен в своих магазинах у «дома», а также будет развивать сеть жестких дискаунтеров под брендом B1, или «Первый выбор», где будут работать пекарни», - сообщила Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительские рынки» INFOLine.
«Объемы выпуска хлеба и хлебобулочных изделий выросли за прошлый год и ситуация на рынке сегодня характеризуется достаточной стабильностью, несмотря на сложности, которые пришлось преодолеть производителям и компаниям в прошлом году - повышение цен на ингредиенты, технику, материалы и упаковку. Основной объем хлебобулочной продукции продолжают обеспечивать для рынка производства Центрального и Приволжского федеральных округов, а крупный федеральный ритейл, чувствуя тренд на развитие хлебобулочной категории и повышения интереса аудитории к более интересным продуктам, начинает запускать собственное производство. Текущая ситуация в экономике, уход многих иностранных компаний внесли свои коррективы, но общая направленность и динамики рынка хлеба и хлебобулочных изделий отражает устойчивую тенденцию роста и объемности». - прокомментировал Александр Ежов, директор выставки WorldFood Moscow 2023.
Сложных изменений в рационе россиян не случилось, все базовые продукты, как хлеб, молоко, мясо, бакалея продолжаются потребляться всеми категориями граждан. Но стала заметна переориентация на продукты более низкой ценовой категории, в том числе на CTM торговых сетей. По оценкам INFOLine, доля CTM в торговых сетях достигла 9% по итогам 2022 года. На это повлияло несколько факторов:
-
Снижение доходов населения (реальные денежные доходы снизились на 1,4%);
-
Рациональная модель потребления (например, снизился интерес к современным молочным продуктам, как йогурты и коктейли, так как их стоимость в последнее время значительно выросла. Но сохраняется интерес к продуктам с высоким сроком годности, на фоне неопределенности внешних факторов);
-
Изменение или прекращение деятельности международных игроков в РФ;
-
Высокий уровень стресса.
Еда остается самым простым и доступным способом побаловать себя, поэтому кондитерские издания, деликатесы и снеки остаются в потребительской корзине потребителя.
Подробная информация о том, как менялась пищевая отрасль в 2022 году и какие тенденцию ждут ее в 2023-м, включена в ежегодное исследование INFOLine "Производство продуктов питания и напитков России 2023 года", которое содержит:
- Основные показатели и ключевые события отрасли;
- Актуальные тренды на рынке продуктов питания РФ и мира;
- Конъюнктурный опрос «Ожидания динамики потребительского рынка»;
- Рейтинг крупнейших производителей продуктов питания и напитков России и бизнес-справки по ним;
- Перспективы развития пищевой промышленности РФ и др.
Получить специальное предложение на покупку исследования.
Узнать о новинках, выходящих на рынок мучных и хлебобулочных изделий можно из ежемесячного обзора INFOLine "Банк новинок на рынке хлебобулочных изделий, замороженных булочных изделий, мучных полуфабрикатов, каш и злаков" – это отраслевой обзор, включающий в себя структурированное описание новых продуктов вышедших на российский и зарубежный рынки, таких хлеб и изделия хлебобулочные, бараночные изделия, булочные изделия, полуфабрикаты мучные замороженные, макаронные изделия и другие.
Получить пример обзора