В 2022 г. отрасль столкнулась с новым кризисом, только успев восстановиться от пандемии: экономическая ситуация в стране приняла экстраординарный характер на фоне геополитической ситуации. Новый кризис негативно сказывается на доходах населения (в 3 кв. 2022 г., по данным Минэкономразвития, они сократились на 3,4%) и на динамике отрасли: INFOLine оценивает оборот общепита в 2022 г. в 2,9-3 трлн. руб. (+2% к прошлому году). Рост рынка обусловлен в основном повышением цен на блюда на фоне высокой инфляции (по прогнозу ЦБ, она составит 12-13%).
По данным исследования INFOLine "Рынок общественного питания России 2022 года", вызовами для отрасли остаются: сдерживание роста стоимости блюд при росте стоимости продуктов, арендных ставок и ФОТ; сохранение действующего и привлечение нового персонала в условиях высокой конкуренции на рынке труда и снижения престижа профессии; сохранение лояльности клиентов во всех каналах продаж.
Количество заведений общественного питания продолжило расти, хотя темпы несколько снизились. Так в первой половине, по оценке INFOLine, количество заведений в стране выросло примерно на 2-2,5%, но по сегментам динамика не равномерная. Мы отмечаем ротацию заведений в несетевом сегменте.
Часть участников отрасли стала больше уделять внимание эффективности заведений, а не интенсивному открытию новых точек, а также заявляют о желании поглощать другие аналогичные сети. Так лидер сегмента Grab&Go по количеству заведении - Coffee Like (920 кофе-баров в настоящий момент, на начало года было 902) – сообщил INFOLine, что средняя выручка LFL год к году в сети приросла до 40% в зависимости от месяца. Очень впечатляющие результаты.
В целом сетевые концепции имеют большую устойчивость, относительно независимых игроков, как я и говорила ранее, но в целом наиболее стойкими остались заведения дающие своим гостям лучшее предложение: демократичные цены и стабильное качество. Этим критериям отвечают заведения формата Fast Food, Grab&Go кофейни и Fast Casual.
Исследование INFOLine "Рынок общественного питания России 2022 года" содержит анализ состояния рынка общественного питания, анализ факторов, определяющих динамику потребления еды вне дома, выявление перспектив развития рынка общественного питания, оценка влияния экономического кризиса и распространения коронавируса на рынок общественного питания, выявление и анализ ключевых трендов развития рынка общественного питания; анализ успешных маркетинговых стратегий ведущих участников отрасли, описание основных форматов рынка общественного питания (fast food, fast casual, столовая, кафе при АЗС, пекарня, кофейня, grab&go, пиццерия, суши-шоп, casual dining, fine dining); сравнительный анализ операционных и финансовых показателей и описание крупнейших игроков рынка общественного питания также обзор изменений в государственном регулировании и мер государственной поддержки общепита.
Также INFOLine представляет Базу "600 сетей общественного питания России 2022 года". В базе представлены более чем 1000 сетей (брендов) общественного питания на территории России, которым принадлежат более 30 тыс. объектов общественного питания. В Базу включены сети общественного питания, с количеством объектов от 10 штук, а также бренды, развиваемые многопрофильными ресторанными холдингами, например, Novikov Group, RESTart Vasilchuk Brothers и т.д.).
В базе представлены сети следующих форматов: Fast food, Fast casual, Пекарня, Grab & Go. Пиццерия, Суши-шоп, Кофейня, Кафе при АЗС, Casual dining, Fine dining, столовые и др. Также в базе представлена информация о крупнейших концепциях формата Dark kitchen и службах доставки готовых наборов еды.
Кроме того, Информационно-аналитическое агентство INFOLine реализует услугу "Тематические новости: Рынок общественного питания РФ".
Присоединяйтесь к официальному Telegram-каналу Аналитика о ритейле и HoReCa от INFOLine, чтобы всегда иметь под рукой актуальную информацию.
Задать вопросы и узнать подробнее об исследованиях INFOLine Вы можете по телефонам: +7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848 или по электронной почте retail@infoline.spb.ru