Интерес аудитории вызвала пленарная сессия INFOLine «Будущее ритейла: маркетплейсы, омниканальные ритейлеры, SuperApp – кто победит на рынке?». Мероприятие прошло в рамках Конгресса евразийской торговли, который состоялся в Алматы на площадке XVI Конвента «Мир торговли». Организатор мероприятия – Международный оператор деловых мероприятий розничной индустрии EXIM EXPO, генеральный партнер деловой программы – информационно-консалтинговое агентство INFOLine, модерировал встречу генеральный директор INFOLine Иван Федяков.
Участие в диалоге приняла Жанар Утепова, директор департамента приграничной торговли и электронной коммерции Центра развития торговой политики QazTrade.
«У online-торговли стран Центральной Азии сильные драйверы роста, – открывая встречу, отметил Иван Федяков. – И один из самых главных – это молодое активное население, живо откликающееся на все новое. Население, выросшее в новую эпоху, практические не расстающееся со смартфонами с рождения. Это поколение, для которого покупки online
– абсолютно естественный процесс. И, конечно, нельзя не отметить развитие технологий. Сегодня уровень проникновения интернета в Казахстане достигает 86%. Это даже чуть выше, чем тот же показатель в Китае или Индии.
Иван Федяков: Жанар, вы содействуете экспорту казахской продукции на смежные рынки, и ваша зона ответственности – взаимодействие с online-площадками. Как вы видите развитие e-commerce и какие меры поддержки предлагаете?
Жанар Утепова: На сегодня одним из важных направлений нашей работы является продвижение производителей на международные электронные торговые площадки, помощь малым и средним предприятиям. Мы действительно наблюдаем рост e-commerce – за 10 месяцев 2022 года объем электронной коммерции в стране составил 825,2 млрд тенге.
В этом году мы вывели на Alibaba 70 компаний, а с начала действия программы, которая заработала в 2020 году, уже 220 селлеров. Их совокупные продажи казахстанских товаров насчитывают порядка 200 млн долларов. Также важным моментом 2022 года для нас стало открытие Национального павильона на платформе, что тоже повышает спрос на наши товары.
Есть у нас и проект, который финансируется Европейским союзом, – Ready4Trade Central Asia, мы его имплементируем вместе с Международным торговым центром. Проект предполагает обучение представителей предприятий для выхода на платформы – сейчас их 40, и в основном это мелкие участники рынка, даже микропредприниматели и ремесленники, которые раньше вообще не использовали в своих продажах online-канал. Последние результаты действия этой программы – совокупные продажи на 500 тысяч долларов США.
Мы работаем и с Ozon, и с Alibaba по отдельному проекту Export to China.
Иван Федяков: Если в целом говорить об экспорте казахстанской продукции, то на какие группы товаров вы чувствуете максимальный спрос?
Жанар Утепова: Большим спросом пользуется пищевая продукция, активно идут закупки масла и муки. Прекрасные результаты на платформе показывают и легкая промышленность, и химическая. Но не нужно думать, что эта площадка рассчитана только на Китай – на ней находятся партнеры из всех стран.
Иван Федяков: Совсем скоро мы подведем итоги 2022 года и сопоставим их с предыдущим периодом. А в 2021-м общий объем электронной коммерции в Казахстане достиг рекордных 1,04 трлн тенге с динамикой 8,4%. Из этого оборота 46,3% или 482 млрд тенге приходилось непосредственно на розничную торговлю, где лидером стали продажи мобильных телефонов (91,6 млрд тенге или 19% от всего объема реализации). За ними следует бытовая техника (60,9 млрд тенге или 12,6%), а также сегмент косметики и дрогери (54,6 млрд тенге или 11,3%).
Развитие online-продаж, рост ее доли в общем объеме розничного товарооборота, выход игроков на международные площадки – все это в среднесрочной перспективе даст существенный выигрыш бизнесу. E-commerce будет драйвером развития предприятий, даст толчок к наращиванию их производственных мощностей и объемов поставок как на внутренний рынок, так и на внешний.
В пленарной сессии «Будущее ритейла: маркетплейсы, омниканальные ритейлеры, SuperApp – кто победит на рынке?» также приняли участие:
- Юрий Чуприн, руководитель департамента развития интернет-магазина ГК «Меломан» (Казахстан),
- Нариман Сулейменов, генеральный директор «Спортмастер Казахстан»,
- Юлия Ким, CEO Magnum e-commerce Kazakhstan,
- Артем Герасимов, коммерческий директор «Яндекс Доставка» (Казахстан),
- Алина Ткаченко, коммерческий директор Pandora (Казахстан).
Запросить презентацию INFOLine «Потребительский рынок ЕАЭС».
Подписывайтесь на Telegram-канал Аналитика о ритейле и HoReCa от INFOLine, чтобы следить за самыми актуальными новостями!
Рекомендуем также подписку на услугу «Тематические новости: цифровизация в Республике Казахстан». Структура выпуска:
- Общие новости IT рынка в Республике Казахстан
- Цифровизация отраслей
- промышленность
- топливно-энергетический комплекс
- пищевая промышленность и АПК
- транспортный сектор
- гражданский сектор
- другие отрасли
Запросить тестовую подписку на тематические новости.
На все вопросы, возникшие у вас относительно обзоров INFOLine и аналитики с конвента «Мир торговли», ответят наши специалисты.
Тел.: +7(812)322-6848; (495)772-7640 или retail@infoline.spb.ru.