Арман Шаккалиев, первый вице-министр торговли и интеграции Республики Казахстан принял участие в пленарной сессии INFOLine «Лидеры ритейла Центральной Азии: основные тренды 2022 года и прогноз развития на 2023-й». Дискуссия открыла Конгресс евразийской торговли, который прошел в Алматы на площадке XVI Конвента «Мир торговли». Организатор мероприятия – Международный оператор деловых мероприятий розничной индустрии EXIM EXPO, генеральный партнер деловой программы – информационно-консалтинговое агентство INFOLine, модерировал встречу генеральный директор INFOLine Иван Федяков.
Выступление Армана Абаевича носило стратегический характер. По словам первого вице-министра, сегодня доля современных форматов торговли достигает 31% в общем объеме республиканской розницы. Государство ставит задачу нарастить показатель до 75% к 2030-му, однако господин Шаккалиев намерен ускорить темп, чтобы достичь целевого уровня modern trade уже к 2027-му.
«Тенденция и запрос государства и общества на цивилизованную торговлю сегодня приобретает новое актуальное значение, – отметил спикер. – В соседней России этот показатель уже составляет 75%. В развитых странах он достигает 80-90%. Наша заинтересованность здесь простая – это прозрачная торговля, прослеживание налоговых преступлений. И самое главное – это возможность в единой цифровой среде состыковать покупателей и продавцов».
Отвечая на вопрос Ивана Федякова, будет ли сделана ставка на госрегулирование, Арман Шаккалиев пояснил: «Мы делаем ставку на баланс интересов. В триаде «государство – бизнес – потребитель» должно быть равновесие. Это сложная задача, но она выполнима. Чтобы достичь результата, мы делаем акцент на саморегулировании отрасли. Речь идет о кодексе добросовестной практики. Это тоже определенная регуляторика, но не со стороны государства, а в формате b2b. То есть ритейл и поставщики, соблюдая кодекс, в конечном итоге достигают определенного баланса отношений».
Что касается третьего участника этой системы – потребителя, то здесь риторика властей Казахстана сводится к социальному кошельку. «Мы знаем фокус-группу, это порядка 600-700 тысяч человек из уязвимых слоев населения. И, конечно, если выбирать между прямым ценовым госрегулированием и адресной помощью, то чаша весов склоняется к последней», – пояснил чиновник.
«Поставлена не просто цель вытеснения неорганизованной торговли с рынка, поставлен четкий KРI – какой должна быть доля modern trade к 2030 году, – резюмировал диалог Иван Федяков. – Более того, власти Казахстана прислушиваются к населению и идти к своей цели намерены, предлагая внятные тактические решения, допуская собственное вмешательство только в рамках баланса продуктов на рынке за счет регулирования внешнеэкономической деятельности.
Представителей молодого поколения стран Центральной Азии привлекают удобство и стандарты современной торговли, присущие развитым рынкам, люди активно за этим следят и хотят иметь доступ к таким форматам, хотят ходить в современные светлые комфортные магазины. И поэтому потенциал для роста современной торговли этим регионам на ближайшие годы гарантирован. Развитие сетей там ускорится и войдет в очень активную фазу. Однако и к 2030 году, по нашим прогнозам, рынок Казахстана не будет еще консолидирован столь же плотно, как в России».
В пленарной сессии «Лидеры ритейла Центральной Азии: основные тренды 2022 года и прогноз развития на 2023-й» также приняли участие:
- Азамат Османов, генеральный директор торговой сети Magnum Cash&Carry (Казахстан),
- Демид Самошкин, генеральный директор торговых сетей Small, Spar (Казахстан),
- Равиль Рахматулин, управляющий директор розничных сетей Globus, «Народный», «Достор» (Кыргызстан),
- Денис Косаченко, генеральный директор M- Cosmetic (Узбекистан).
Запросить материалы с Конгресса евразийской торговли.
Подписывайтесь на Telegram-канал Аналитика о ритейле и HoReCa от INFOLine, чтобы следить за самыми актуальными новостями!
Рекомендуем подписку на услугу «Тематические новости: рынок упаковки и тары РФ и мира». Структура выпуска:
- Общие новости рынка упаковки и тары; новости о маркировке
- Региональные новости
- Отраслевые мероприятия
- Упаковочное оборудование
- Инвестиционные проекты и новые технологии
- Обновление упаковки
- Нормативные документы
- Рециклинг и утилизация тары и упаковки
- Металлическая, деревянная, пластиковая тара
- Тара и упаковка из фанеры и картона
- Бумажная тара, полимерная упаковка, стеклотара, конвалюта
- Комбинированные упаковочные материалы, биоразлагаемая упаковка
- Текстильная упаковка
Запросить тестовую подписку на тематические новости.
На все вопросы, возникшие у вас относительно обзоров INFOLine и конвента «Мир торговли», ответят наши специалисты.
Тел.: +7(812)322-6848; (495)772-7640 или retail@infoline.spb.ru.