8-9 декабря 2022 года в Санкт-Петербурге состоялся XII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее», в рамках которого генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров выступил с докладом «Развитие арктического флота России в новой реальности».
В условиях санкционной политики стран Европы в отношении России, нарушения логистических цепочек и ввода ограничений страхования и прочих услуг логистические расходы для всех маршрутов из России значительно увеличились. В связи с этим, как отметил Михаил Бурмистров, перевозки по Северному морскому пути стали более конкурентоспособными по сравнению с альтернативными маршрутами, а также СМП выступает единственным надежным и коротким путем в страны АТР. Фактически в условиях санкций и экспортных ограничений нефтегазовые и угольные проекты в Арктике рассматриваются в качестве единственных возможных перспективных проектов для инвестиций.
Согласно Базе данных «Заказы на строительство судов на верфях России», на IV кв. 2022 года на российских и иностранных верфях для российских заказчиков строится 440 гражданских судов суммарной стоимостью свыше 2 трлн руб. Суда арктического флота составляют около 25% портфеля строящихся судов в количественном выражении и более 70% в денежном выражении. Около 30% строящихся судов арктического флота размещены на иностранных верфях.
Источник: INFOLine на основании Базы данных «Заказы на строительство судов на верфях России»
На ТОП-7 судостроительных предприятий приходится более 80% заказов на строительство судов Арктического флота. В рамках доклада Михаил Бурмистров отметил высокую степень концентрации заказов на крупнотоннажные суда арктического класса на ССК Звезда (45% суммарного количества заказов) и сильную зависимость верфи от южнокорейских партнеров: строительство танкеров и газовозов осуществляется методом крупноблочной сборки, сегменты которых строятся в Южной Корее. В дополнение отсутствие отечественного оборудования для импортозамещения, дефицит рабочих кадров для расширения производства увеличивает риски срыва сроков и нехватки флота для реализации плана развития Северного морского пути. Субсидирование газовозов на ССК «Звезда», являющееся самой крупной мерой господдержки в судостроении, в условиях санкционной политики вызывает вопросы. Альтернативным вариантом могло бы стать перераспределение средств господдержки для развития строительства судов ледового класса на верфях с более высокой степенью локализации производства.
Получить специальную версию презентации «Развитие арктического
флота в новой реальности»
Вы можете, обратившись по электронной почте transport@infoline.spb.ru
или телефонам (495) 772-76-40, (812) 322-68-48, добавочный 112
В качестве тактической цели перед государством стоит необходимость обеспечить вывоз грузовой базы с разрабатываемых нефтегазовых и угольных месторождений. Для решения данной цели необходимо обеспечить господдержку закупки крупнотоннажных судов на вторичном рынке и расширить механизмы льготного лизинга крупнотоннажных судов. В качестве стратегической цели
выступает наращение мощностей судостроительной отрасли России, а именно увеличение госфинансирования НИОКР, модернизация верфей, импортозамещение СКО, перераспределение заказов и кооперация верфей.
Одной из важных мер является создание центров компетенций, например, целесообразным выглядит передача "Балтийского завода" под контроль Росатома. Текущие производственные мощности позволяют заводу выполнить контракты на строительство атомных ледоколов проекта 22220 в срок, однако для расширения портфеля заказов заводу необходима модернизация и строительство сухого дока. Стоит отметить, что проект перевооружения завода был разработан Центром технологии судостроения и судоремонта еще в 2017 г., однако в связи с нехваткой финансовых средств так и не был реализован. Модернизация завода позволит выполнить программу строительства арктического флота, в том числе обеспечить строительство крупнотоннажных судов в условиях дефицита кадровых ресурсов на ССК "Звезда" и возможных проблем с поставками крупных блоков СКО из Южной Кореи.
Справка:
INFOLine выпускает исследования и базы данных по судостроительной отрасли c 2006 года. Клиентами являются крупнейшие участники отрасли: ОСК, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Ленинградский судостроительный завод «Пелла», Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», Центр Судоремонта Звездочка, Самусьский судостроительно-судоремонтный завод, Завод «Красное Сормово» и другие. Рейтинг INFOLine ShipbuiLding Russia TOP ежегодно публикуется в ведущих СМИ, например, КоммерсантЪ. Получить бесплатную презентацию судостроительной отрасли можно ЗДЕСЬ.
База данных «Заказы на строительство судов на верфях России» содержит записи о строящихся судах с указанием предприятия, на котором ведется строительство, холдинга, к которому относится это предприятие, заказчика строительства с указанием его государственной принадлежности, типа судна, дедвейта, тоннажа, совокупной стоимости заказа, плановых сроков сдачи заказчику и текущего состояния заказа. С 2019 года в базе также приводится информация по разработчикам проектов строящихся судов. С 2021 года в состав базы данных входит предоставление ежеквартальной аналитической презентации.