Стройматериалы в августе этого года в России начали дешеветь, что стало позитивным трендом на рынке. При этом производители материалов пока еще ощущают зависимость от поставок импортного сырья, а на полную их замену российскими аналогами потребуется время. Эти и другие актуальные темы рынка стройматериалов обсуждали эксперты в ходе пленарной дискуссии Всероссийского строительного конгресса «Создание: как построить Россию».
Цена материалов
Директор В2В-направления компании «Петрович» Елена Азарова представила «Индекс строительства многоквартирного дома», который отражает цены необходимых для стройки материалов. Так, согласно исследованию, около 39% в структуре нужных для возведения жилья материалов занимают так называемые «тяжелые» (бетон, железобетонные изделия, арматура), 14% приходится на инженерную сантехнику и электротехнические изделия. Сухие строительные смеси и теплоизоляция занимают 11% в общей структуре, внутренние перегородки – 5%, а материалы для внутренней отделки — 20%.
«Совокупные цены на все эти категории товаров за 8 месяцев текущего года выросли на 21% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. На это повлияла, в том числе, инфляция», – отметила Елена Азарова, подчеркнув, что сильнее всего с начала года и до августа в стране дорожали лакокрасочные материалы (48%), обои (47%) керамическая плитка (45%), сантехника (40%). При этом бетон и ЖБИ и металлопродукция, наоборот, подешевели в сравнении с рассматриваемым периодом – на 2% и 22% соответственно. «Определенные сегменты с августа начали отыгрывать по цене: стоимость некоторых категорий товаров снижается, что является трендом», — резюмировала спикер.
Президент корпорации «Технониколь» Сергей Колесников выразил мнение, что цены на материалы в ближайшее время значительно меняться не должны, и в следующем году они могут остаться на текущем уровне. «Я думаю, что основные волны мы пережили, и, исходя из прогнозов Минэкономразвития, думаю, что рынки сильно меняться уже не будут», — сказал Колесников.
Сырье для материалов
Несмотря на высокий уровень локализации производств, российские производители материалов сегодня все еще могут ощущать зависимость от тех или иных импортных составляющих, отметили работающие с российскими производителями застройщики. «Доля импортируемых материалов у нас не превышает 10%. Однако многие локальные производства зависят от импортных составляющих – доля таких позиций в отдельных случаях может составлять до 30%», – сказал директор по закупкам ГК «А101» Георгий Криницын.
Директор по продажам подразделения «Строительные материалы» ООО «Хенкель Рус» Алексей Куон при этом отметил позитивную динамику по снижению доли импортной химии в их продукции: «Если раньше она составляла 30-40%, то сейчас свели ее до 15-20%».
Игорь Левченков, генеральный директор компании, производящей товары для ванной комнаты под брендом Santek, выразил мнение, что рынок сантехнической керамики находится сейчас в «состоянии постоянной борьбы за выживание». «На протяжении многих лет никто не занимался развитием сырьевой базы в тех масштабах, в которых это требовалось. Чтобы наладить это производство, добычу, обогащение потребуется время. Процесс не быстрый и затрагивает такие смежные отрасли, как, например, машиностроение», – отметил он.
При этом, подчеркнул спикер, данная ситуация никак не должна сказываться на качестве производимой продукции – наоборот, она призвана стимулировать российских производителей к прогрессу: «Еще в феврале мы начали думать о том, что будем делать, если поставок из привычных источников больше не будет. Задействовав все наши прошлые технологические наработки, через несколько дней мы разработали план, согласно которому смогли в кратчайшие сроки адаптировать производство под новые реалии».
Импортозамещение и параллельный импорт
Заместитель генерального директора по продажам и маркетингу девелоперской компании из Татарстана #Суварстроит Эльвира Галяутдинова сообщила, что основные категории строительных товаров компания приобретает на российском рынке: «В этом году удалось ввести 172 тысячи квадратных метров продаваемых площадей благодаря налаживанию поставок с отечественными партнерами и новым логистическим связям с дружественными странами».
Директор по закупкам и тендерам группы «Самолет» Артем Блинов отметил, что их компании пока не удалось заместить российскими аналогами некоторые позиции, необходимые в премиальном жилом продукте: «При этом параллельным импортом ничего не везем. Пока просто поменяли географию, ориентация сейчас идет на Азию и Турцию».
Компания «Донстрой» при этом пока пользуется параллельным импортом, чтобы закрыть данные покупателям обещания, сообщил заместитель руководителя департамента сопровождения проектов «Донстрой» Юрий Сухарь. При этом «Донстрой» в настоящее время выбирает и новых производителей для своих проектов: «Мы не снимаем с повестки ESG, то есть смотрим на культуру производства, охрану труда, заботу об экологии».
Директор по продажам подразделения «Строительные материалы» ООО «Хенкель Рус» Алексей Куон в свою очередь выразил мнение, что сейчас на рынке сформированы все возможности для локализации целых отраслей: «В это необходимо инвестировать, и, возможно, потребуется в том числе и государственная поддержка. Но, очевидно, это станет драйвером и толчком к развитию целой индустрии».
Сергей Колесников
из «Технониколь» также обратил внимание, что «выстрелить» рынок российских производителей сможет лишь при поддержке государства и возможности компаний брать «дешевые» кредиты. «Вообще, стране нужно порядка 3 триллионов рублей под дешевые семилетние кредиты до 3% годовых. Тогда мы увидим результаты и серьезные сдвиги во многих областях. Нужно обладать количественными характеристиками, чтобы менять качество страны. Чем больше производств, тем выше качественное развитие благодаря синергетическим эффектам», — сказал он.
Будущее строительного рынка, по словам Колесникова, будет связано с увеличением доли возводимого в стране индивидуального жилья. «Все больше граждан хочет жить на земле – в собственном доме. Поэтому я жду и от себя, и от коллег, что мы будем на этот запрос реагировать, предлагая обустроенные коттеджные поселки с социальной инфраструктурой», – подытожил он.
Строительная отрасль за последние несколько лет превратилась во всеми признанный локомотив экономики, отметил в ходе выступления генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров, презентуя эксклюзивный аналитический доклад о состоянии строительного рынка страны. «Однако если в некоторых крупных категориях цены на строительные материалы корректируются, то в целом ценовое давление сохраняется, – подчеркнул эксперт. – В этих условиях одним из важных решений является постановление Правительства РФ №1315, позволяющее пересматривать цену государственных и муниципальных контрактов. К настоящему моменту уже проверено более одной пятой всех контрактов – цена по ним изменена».
Узнать условия получения материалов конгресса.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал #ForumDIY: строительство, материалы, торговля, чтобы следить за самыми актуальными новостями!
Аналитический доклад INFOLine построен на уникальном материале отраслевого обзора «Строительство и отрасль строительных материалов России 2022 года», в который входят следующие главы:
- Основные показатели строительной отрасли: анализ объемов строительных работ, ввода жилых и нежилых зданий, показателей ипотечного кредитования, кредитования строительных компаний, динамики их деловой активности
- Ключевые события отрасли
- Основные показатели сегментов строительной отрасли: описание состояния всех ключевых направлений
- Основные показатели отрасли строительных материалов: анализ динамики и тенденций в ключевых сегментах производства базовых строительных материалов
- Перспективы развития строительной отрасли
Запросите специальное предложение для приобретения обзора
Динамику развития рынка строительно-отделочных материалов и DIY-торговли, конъюнктурный опрос поставщиков, бизнес-справки по крупнейшим универсальным ритейлерам и другую уникальную информацию вы найдете в исследовании INFOLine «Рынок DIY России. Итоги, тенденции, прогнозы. Расширенная версия». Наше исследование – это:
- анализ
сетевой торговли всех спектров строительных и отделочных материалов (Hard и Soft DIY), товаров для дома и сада (Household и Garden);
- охват
не только розничных, но и мелкооптовых продаж (в том числе через канал строительных баз с открытыми строительными дворами);
- базой исследования является ежегодно обновляемый и пополняемый реестр 1000 крупнейших сетей DIY (гипермаркеты, супермаркеты, строительные базы, специализированные и универсальные магазины, шоу-румы, интернет-магазины ритейлеров DIY).
Запросить краткую версию исследования «Рынок DIY РФ».
Получить всю необходимую информацию о строительном конгрессе и обзорах INFOLine вы можете у наших специалистов.
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40, retail@infoline.spb.ru.