Традиционная для международной выставки WorldFood Moscow пленарная сессия INFOLine собрала на одной площадке лидеров пищевой индустрии. Темой обсуждения в нынешнем году стали «Эффективные стратегии участников продовольственной цепочки в новых условиях».
В роли модераторов дискуссии выступили Иван Федяков, глава аналитического агентства INFOLine и Светлана Силенина, возглавляющая в INFOLine
направление «Потребительский рынок». В качестве спикера к диалогу присоединился руководитель инновационного аналитического центра Группы «Черкизово» Рустам Хафизов, ответивший на вопросы модераторов.
Группа «Черкизово» представляет собой вертикально интегрированную структуру и по данным исследования INFOLine «Агропромышленный комплекс России 2022 года», ведет деятельность по нескольким направлениям, приоритетными же для предприятия являются птицеводство (в него входит 11 комплексов), свиноводство (объединяет 85 площадок) и мясопереработка (насчитывает 11 предприятий). Выручка только последнего из перечисленных сегментов по итогам 2021 года составила 30,8 млрд руб., динамика же достигла 41,6% год к году. Такой рывок компания обеспечила себе сделками M&A, а также наращиванием продаж брендов «Черкизово», «Черкизово Premium», а также ростом средней цены реализации (+18%).
«В результате конъюнктурного опроса ведущих производителей продуктов питания, который провели специалисты INFOLine, самым критичным фактором, препятствующим развитию компаний, респонденты назвали увеличение себестоимости продукции. На фоне проблем с закупками сырья и ростом логистических издержек, – начала диалог Светлана Силенина. – Причем эти факторы появились уже в 2020 году на фоне пандемии, а с февраля 2022 года усугубляются на фоне введенных санкций».
Иван Федяков: Этот опрос мы проводили в апреле-мае. Сейчас ситуация могла измениться. Удалось ли вашей компании найти решение этих проблем? Не появилось ли новых трудностей? И как «Черкизово» выстраивает сегодня свою стратегию?
Рустам Хафизов: Если говорить про текущий год и ситуацию, которая складывалась с начала весны, то все мы испытывали сложности с логистикой. Но утверждать, что это был вызов именно 2022 года, было бы не совсем верно. В таком напряженном режиме всей нашей команде приходится работать в течение последних двух лет, когда ситуация с ковидом потребовала определенных решений и дальнейшего повышения эффективности.
Что касается негативных факторов, то, действительно, сырье подорожало, возникли новые сложности, связанные с поставкой оборудования и различной техники. Нельзя сказать, что мы с ними не справились или не нашли альтернативы, поскольку сегодня мы выстроили работу с партнерами, в том числе из дружественных стран. И критичных причин, которые могли бы сегодня резко остановить производственные процессы, наша компания не видит.
Иван Федяков: Все сказанное вами подтверждается еще и тем, что вы стали покупать компании, работающие на рынке. В январе текущего года приобрели у испанской Grupo Fuertes 50% «Тамбовской индейки» за 3,6 млрд руб., купили ЗАО «Краснобор» – третьего по величине производителя индейки в нашей стране. А в мае закрыли сделку по покупке «Сибиллы» – бизнеса быстрого питания.
Приобретение «Сибиллы» для «Черкизово» – довольно амбициозный выход на новый рынок, поскольку «Сибилла» – это почти все хот-доги, продающиеся на заправочных станциях страны. Проект успешный и очень эффективный, имеющий почти четыре с половиной тысячи точек.
Рустам Хафизов: Да, «Сибилла» – интересный канал продаж. Для нас как производителей он является понятным и прогнозируемым, он позволяет нам оценить объем реализации продукции в рамках этого проекта.
Что касается сделок M&A, то в целом по отрасли до конца года, я думаю, мы увидим еще несколько сделок слияния и поглощения, потому что условия, в которых сегодня приходится работать, оставляют на рынке только профессионалов. Те, кто инвестировал в сельское хозяйство в свободное от другого бизнеса время, на рынке не удержатся. Останутся только компании, которые производят продукты питания или занимаются сельским хозяйством 24/7.
Иван Федяков: Сохраните ли вы ассортимент, или, можем быть, введете новинки, начнете выпускать, например, бургеры специально для этого канала продаж?
Рустам Хафизов: Время покажет. Сейчас идея заключается в концентрации на привычной для этого проекта продукции – на сосисках. Дальше проведем исследование, посмотрим, какой будет динамика, и, исходя из этого, будем формировать товарные позиции.
Иван Федяков: Что вы можете сказать об очередной угрозе роста промо и пойдете ли на поводу у торговых сетей, придерживающихся такой стратегии? Либо сделаете ставку на маркетинговую активность и рекламу, чтобы донести по покупателя ценности своего продукта?
Рустам Хафизов: Компания «Черкизово» традиционно делает ставку на свои сильные бренды: «Черкизово», «Петелинка», «Пава-Пава». В текущей ситуации эта концепция сохраняется. Мы прилагаем большие усилия к продвижению нашего товара среди потребителей. К примеру, «Петелинка» у нас реализуется со скоростью примерно 200 килограммов продукции в минуту – вы понимаете, какую огромную работу проводит команда для достижения таких результатов. Конечно, мы будем это сохранять.
Иван Федяков: Поговорим о ставке на ЗОЖ. Совсем недавно компания "Черкизово" выпустила на рынок сосиски с витаминами. Интересный ход, особенно с учетом того, что категория сосисок не очень-то ассоциируется со здоровым питанием. Почему вы решили это сделать?
Рустам Хафизов: Отрасль в последнее время, действительно, делает акцент на функциональных продуктах и персонализированном питании. В течение последних пары лет зафиксирован фантастический рост употребления витаминов – спрос на них увеличился в два с половиной раза. Все мы понимаем, что свою роль здесь сыграл в том числе ковид.
Знаете, есть такой принцип: лекарство должно стать едой, а еда – лекарством. Поэтому в ближайшее время категории таких продуктов будут расширяться, этому способствуют и новые технологические возможности, и потребительский спрос.
Иван Федяков: Тема экспорта в сегодняшних условиях становится довольно сложной. Но верно ли мы понимаем, что в 2022-2023 годах от своих планов по экспорту вы отказываться не собираетесь, несмотря на геополитическое напряжение?
Рустам Хафизов: Экспорт является одним из наших приоритетных направлений, по которому мы неплохо работаем. Это и страны Ближнего Востока, и Юго-Восточная Азия, Китай. Мы надеемся, что усилия, которые нам пришлось потратить для выхода на эти рынки, для закрепления на них, не пройдут даром, и мы продолжим так же стабильно и ритмично отгружать нашим партнерам свою продукцию.
Иван Федяков: Должно ли правительство, на ваш взгляд, разработать более масштабную программу поддержки производителей, которые, как и вы, хотят поставлять продукцию на экспорт? Насколько сегодняшняя программа эффективна для вашего предприятия?
Рустам Хафизов: Давайте обратимся к истории и посмотрим на те рынки, о которых я сейчас сказал. Сколько времени и сил потратили западные компании на то, чтобы выйти на них и закрепиться? Десятилетия. Наша отрасль сделала это буквально за четыре-пять лет. Это к вопросу о работе команды и мерах поддержки, которые сегодня имеются.
У нас работают российский экспортный центр, система торговых представительств, чувствуется глобальная поддержка Министерства сельского хозяйства и Министерства промышленности. Могу сказать ответственно, что не только крупные, но и средние компании получают очень четкий инструментарий, который им нужен, начиная с элементарного – с верхнеуровневой информации о рынках, которые они планируют осваивать: стоит ли идти туда с этим продуктом, какие названия должны быть, как вести переговоры. Конечно, работают и финансовые инструменты, дающие возможность масштабирования проектов.
Узнать об условиях получения материалов пленарной дискуссии.
Не забудьте подписаться на наш официальный Telegram-канале Аналитика о ритейле от INFOLine, чтобы всегда иметь под рукой актуальные новости крупнейших ритейлеров и сетей общественного питания.
В основу доклада INFOLine на пленарной дискуссии «Эффективные стратегии участников продовольственной цепочки в новых условиях» легли результаты исследований:
«Агропромышленный комплекс России 2022 года». Отраслевой обзор включает:
- основные показатели и ключевые события отрасли;
- детальное описание состояния всех основных направлений агропромышленного комплекса: мясного и молочного животноводства, птицеводства, выращивания зерновых, зернобобовых и масличных культур, сахарной свеклы, овощей и фруктов;
- конъюнктурный опрос "Ожидания динамики потребительского рынка в 2022 году";
- рейтинг и описание крупнейших агрохолдингов России;
- тренды и перспективы развития АПК РФ
Запросить специальное предложение по обзору.
«Производство продуктов питания и напитков России 2022 года». Структура исследования:
- основные показатели и ключевые события отрасли;
- детальное описание состояния всех направлений отрасли (переработка мяса, переработка молока, переработка рыбы и морепродуктов, производство масложировой продукции, производство сахара, рынок кондитерских изделий, производство хлеба и хлебобулочных изделий, рынок напитков, кофе, чая, производство табачных изделий), анализ внешнеэкономической деятельности;
- конъюнктурный опрос "Ожидания динамики потребительского рынка в 2022 году";
- рейтинг и описание крупнейших производителей продуктов питания и напитков России;
- тренды и перспективы развития пищевой отрасли РФ
Получить демо-версию исследования.
На все вопросы о продуктах агентства INFOLine с удовольствием ответят наши специалисты.
Тел.: +7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40, retail@infoline.spb.ru.