В исследовании INFOLine&Retailer TOP-100 2011, подготовленного ИА INFOLine совместно с Retailer magazine, зафиксирован рекорд: совокупная выручка сотни крупнейших розничных компаний в 2011 году превысила 3 трлн руб., это 20% от всего розничного товарооборота, или каждый пятый рубль оседает в этих сетях. Для этого ритейлерам понабилось 36 440 магазинов общей площадью 15,1 млн кв. м. Нижний порог для входа в рейтинг вырос до 6 млрд руб. (с 5,3 млрд руб. в 2010-м).
Лидеры рейтинга определялись исходя из таких показателей, как выручка сетей (в рублях), количество магазинов, торговая площадь, долговая нагрузка (в руб.) и индекса LFL (в %%). Для формирования рейтинга было проанализировано более 1000 торговых сетей, относящихся ко всем сегментам розничной торговли, кроме продаж автомобилей, мотоциклов и моторного топлива.
Состав первой десятки ритейлеров России по сравнению с прошлым годом не изменился. На шестое место с девятого вырвалась ГК «Дикси» благодаря покупке ГК «Виктория», обогнав «О'Кей» и «Ленту». Приоритеты по-прежнему держат продуктовые сети: в первую десятку входят семь продуктовых сетей (X5 Retail Group, Магнит, Ашан, Метро, Дикси, О’Кей, Лента), пятое и восьмое место держат магазины бытовой техники, где цена покупки достаточно высока (М.Видео и Эльдорадо соответственно), а десятое место отвоевала компания Евросеть. В 2011 г. на долю ТОП-10 пришлось 55% товарооборота от всех 100 компаний, в 2010 г. на них приходилось 50%, т.е. десятка лидеров растет большими темпами, чем все остальные компании. Национальным лидером признана X5 Retail Group, чья выручка за 2011 г. составила 452,53 млрд руб. без НДС, ГК «Магнит» стала лидером по инвестициям (более $1 млрд), а по площади принадлежащих магазинов в России ей нет равных – 1970,2 тыс. кв. м. Самой динамичной (темпы выручки составили 142,6 %) стал дебютант «Merlion» (компьютерная техника). В прошлом году ей не хватило 600 млн руб., чтобы войти в рейтинг, а в этом она заняла сразу 52-е место. Основной причиной взрывного роста стало активное расширение сети: за год торговые площади компании увеличились более чем в два раза. Рейтинг этого года покинули книжные (банкротство ТОП-книги) и ювелирные (собственники «585» разделили бизнес) сети, зато пополнился новым направлением on-line торговли. Темпы выручки компании «Юлмарт» (+100%) впечатляют, однако достигнуты они оффлайн и онлайн-торговлей.
В России складывается уникальная ситуация, когда на рынке розничной торговли доминируют отечественные сети и вырваться международные ритейлеры могут только через M&A. Международные игроки лидируют только в сегменте DIY. Рост розничных сетей происходит за счет увеличения площадей, при этом эффективность товарооборота снижается, поэтому многие компании видят выход в освоении малых городов.