6 июня 2012 года в Lotte Hotel Moscow состоялась ежегодная встреча INFOLine&Retailer Russia TOP-100, на которой собрались более четырехсот владельцев и топ-менеджеров первой сотни розничных сетей России подвести итоги отрасли за 2011 год и обозначить тренды 2012 года. Организаторы мероприятия – информационное агентство INFOLine и издательский дом Retailer – представили на суд профессионального сообщества совместно составленный рейтинг ТОП-100 розничных компаний России и провели анализ эффективности сегментов: FMCG, бытовая техника и электроника, компьютерная и цифровая техника, DIY и товаров для дома, мобильные устройства, фармацевтика, интернет-торговля, fashion, косметика и парфюмерия, товары для детей.
Впервые в INFOLine&Retailer Russia TOP-100 Day приняли участие представители ключевых государственных органов, ответственных за развитие розничной торговли – директор Департамента государственного регулирования внутренней торговли Министерства промышленности и торговли РФ Олег Сазанов и начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС РФ Тимофей Нижегородцев. В качестве почетных гостей и участников присутствовали: Илья Якубсон, председатель Президиума АКОРТ и президент «Дикси», Павел Бреев (М.Видео), Аркадий Пекаревский, со-основатель компании SELA, Данила Васкевич (Белый Ветер Цифровой), Ринат Мухаметвалеев (генеральный директор сетей «СуперСтрой», «СтройАрсенал»), Виктор Луканин, вице-президент по коммерции ГК «Евросеть», Андрей Сливченко (Аптечная сеть 36,6), Алексей Зуев, президент сети магазинов детских товаров «Кораблик», Андрей Нестеров (ЦентрОбувь), Сергей Федоринов, председатель СД «Юлмарт», Михаил Золотовицкий (МегаФон Ритейл), Андрей Клёнин (МТС ритейл), Сергей Солодов (аптечная сеть А5) и др..
Олег Сазанов в приветственном слове отметил:
«Основной составляющей форума является представление результатов комплексного исследования и анализа потребительского рынка. Для Министерства промышленности и торговли это, безусловно, важная и полезная информация. Чем больше таких данных об отрасли, и чем они качественнее, тем легче развиваться бизнесу и менеджменту компаний принимать правильные управленческие решения. В текущем году Минпромторгом России в тестовом режиме начата эксплуатация государственной информационной системы в области торговой деятельности, в состав которой в частности входит и аналитический раздел. Отмечая качество и актуальность исследований, проводимых агентством «INFOLine», мы в ближайшее время обсудим с руководством агентства возможности информационного сотрудничества».
В рамках INFOLine&Retailer Russia TOP-100 DAY 2012 состоялась премьера мастер-класса для участников TOP 100 «Теория ближнего круга» одного из сильнейших бизнес-тренеров и признанного гуру ораторского искусства Радислава Гандапаса. Эксклюзивный тренинг был разработан специально для «INFOLine&Retailer Russia TOP-100 Day». Важнейшей проблемой розничной торговли, препятствующей развитию сервисного направления и повышению качества обслуживания потребителей, является нехватка квалифицированного персонала и высокий уровень текучести кадров. Это проблема всей отрасли, но там, где стоимость покупки достаточно высока, а товар технически сложен – это особенно важно. Поэтому тренинг Радислава Гандапаса был направлен на процесс формирования и функционирования команды и был наполнен наиболее удачными примерами из отрасли розничной торговли. В конце тренинга Радислав напомнил собравшимся «10 заповедей ритейлера» от основателя Walmart Сэма Уолтона.
Конгресс официально поддержали:
Торгово-промышленная палата РФ, Союз независимых сетей России, АКОРТ, Руспродсоюз, РусБренд, РАТЭК и др.
Ключевое событие – презентация рейтинга INFOLine&Retailer Russia TOP-100:
При составлении рейтинга аналитиками INFOLine учитывались показатели выручки сетей (в рублях), количества магазинов (в штуках), торговой площади (в кв. м.), долговой нагрузки (в рублях) и индекса LFL (в процентах). По компаниям, не предоставившим отчетность, были применены оценки INFOLine.
Для формирования рейтинга 100 крупнейших розничных сетей России аналитиками ИА "INFOLine" были проанализированы показатели более 1000 торговых сетей, относящихся ко всем сегментам розничной торговли, кроме продаж автомобилей и мотоциклов, а также моторного топлива.
Главный рекорд, зафиксированный рейтингом INFOLine&Retailer Russia TOP-100, – это то, что совокупная выручка сотни крупнейших розничных компаний в 2011 году превысила 3 трлн руб против 2,6 трлн в 2010 году. Для этого ритейлерам понабилось 36 440 магазинов общей площадью 15,1 млн кв. м. Нижний порог для входа в рейтинг вырос до 6 млрд руб. (с 5,3 млрд руб. в 2010-м).
По итогам рейтинга INFOLine&Retailer Russia TOP-100, были отмечены компании-победители в следующих номинациях.
Выше других дебютантов поднялась группа компаний «Merlion», она же самая динамичная (её темпы выручки в 2011 году выросли на 142,6 %), сегмент – компьютерная техника. В прошлом году ей не хватило 600 млн руб., чтобы войти в рейтинг, а в этом она заняла сразу 52-е место. Основной причиной взрывного роста стало активное расширение сети: за год торговые площади компании увеличились более чем в два раза. Другой новичок, занявший сразу 64-е место, — аптечная сеть А5 выросла благодаря консолидации 100% акций ОАО «Мособлфармация», актив которой составил 500 аптек. Одним из источников роста бизнеса еще одной новой компании, вошедшей в ТОП-100, «Юлмарт» (+100% в 2011 г.) стали особенности самого формата, предусматривающего активное развитие как офлайн-, так и онлайн-торговли. Почти все ритейлеры, впервые вошедшие в рейтинг, показали по итогам 2011 г. динамичный рост: их выручка увеличилась в 1,5–2 раза. При этом половина из компаний, вошедших в топ-10 самых динамичных, — новички рейтинга.
Лидером по инвестициям безоговорочно был признан Магнит. Остальные номинации – Национальный лидер, Лучшие среди равных (лидеры по выручке), Самые эффективные (по выручке с кв. м)– были определены в каждом сегменте рынка.
Сегмент FMCG
Участников рейтинга: 49
Общая выручка: 1 999,5 млрд руб.
Общее количество магазинов: 14 401
Общая торговая площадь: 8,6 млн кв. м
Лидер - X5 Retail Group, бренды Карусель, Пятерочка, Перекресток. Место в рейтинге – 1
В INFOLINE & RETAILER RUSSIA TOP-100 FMCG-ритейлеры традиционно занимают сильные позиции: 49 участников против 51 в прошлом году. Среди новых имен — ООО «Зельгрос» (REWE Group), ООО «Элита-98» (сети «Командор», «Аллея») и ООО «Тверской продукт» (сети «Апельсин», «Экономика», «4 Сезона»). Покинули список алтайский ТД «Аникс», екатеринбургская сеть «Купец» (ООО «Интерторг») и др. Главным событием, хотя уже давно и не интригой, стало место в рейтинге ГК «Дикси»: благодаря покупке ГК «Виктория» компания поднялась на шестое место, обогнав «О'Кей» и «Ленту».
Значительно усилили позиции сеть Atac (Auchan Group), поднявшаяся на 11 строк, крупнейшая сеть гипермаркетов в Татарстане «Эссен» (плюс восемь строк) и др.
Сегмент DIY & Household
Участников рейтинга: 12
Общая выручка: 175 млрд руб.
Общее количество магазинов: 639
Общая торговая площадь: 1,4 млн кв. м
Лидер – Leroy Merlin. Место в рейтинге – 13
Лидером по росту выручки стала сеть магазинов товаров для дома Fix Price (136,7%). Столь высокие темпы роста обусловлены концентрацией открытий 2010 г. в IV квартале, а также повышением эффективности работы с ассортиментом после запуска распределительного центра.
Одежда и обувь
Участников рейтинга: 10
Общая выручка: 145,4 млрд руб.
Общее количество магазинов: 3 232
Общая торговая площадь: 1,1 млн кв. м
Лидер – ТД «ЦентрОбувь». Место в рейтинге - 23
Список «модных» участников рейтинга возглавляет обувной ритейлер — ТД «ЦентрОбувь», показавший и одни из самых высоких темпов роста выручки (58,4%; больше — только у сети O’stin и «Глории Джинс»). Благодаря ставке на производство обуви под собственными торговыми марками ТД «ЦентрОбувь» принято считать и одной из самых эффективных на своем рынке компаний.
Несколько сдали свои позиции компании «Август» (Oggi/Oodji; минус восемь строк) и «Монэкс Трейдинг» (сети Mothercare, American Eagle, The Body Shop и др.; минус три строки). Новичком стал «Модный Континент», развивающий сеть InCity.
Бытовая техника и электроника
Участников рейтинга: 7
Общая выручка: 292,3 млрд руб.
Общее количество магазинов: 946
Общая торговая площадь: 1,9 млн кв. м
Лидер – М.Видео. Место в рейтинге – 5
Несмотря на высокий уровень консолидации рынка БТиЭ, и здесь не обошлось без своих сенсаций. Ту же — пятую — строку в рейтинге сохранила только сеть «М.Видео». Большинство участников рейтинга немного «сдали»: на две строки ниже опустилась сеть «Эльдорадо», пропустив вперед коллег из FMCG-сектора — «Дикси Гупп» и «О’Кей», на одну — Media Markt и Saturn, на три — казанская группа DOMO, на четыре —ГК «Рембыттехника» (сеть «Эксперт»). Зато сразу на семь строк поднялась ижевская «Корпорация Центр».
Компьютерная техника
Участников рейтинга: 7
Общая выручка: 95,6 млрд руб.
Общее количество магазинов: 834
Общая торговая площадь: 244,8 тыс. кв. м
Лидер – Компьютерный центр DNS (Приморский край). Место в рейтинге – 16
«Старожилы» рейтинга, торгующие компьютерной техникой, чувствуют себя не самым удачным образом: из семи компаний только одна поднялась выше, а четыре компаний выбрали строки пониже. Антирекорд поставил «Компьютерный центр Кей» (минус 13 строк). Все приличия нарушила петербургская компания «Юлмарт»: за год ее выручка удвоилась. Этого хватило, чтобы занять в INFOLINE & RETAILER RUSSIA 68-е место.
Мобильные устройства
Участников рейтинга: 4
Общая выручка: 184,6 млрд руб.
Общее количество магазинов: 11 670
Общая торговая площадь: 503,8 тыс. кв. м
Лидер – Евросеть. Место в рейтинге – 10
Рынок, который, казалось бы, уже не «перекроить», оказался не без сюрпризов. Выручка собственной сети сотового оператора «МегаФон» выросла на 138%, что позволило «МегаФон-Ритейлу» подняться с 92-го на 44-е место. Один из основных источников роста — увеличение торговых площадей более чем в 1,5 раза. Тройка лидеров — «Евросеть», ГК «Связной», собственная розница МТС показали сопоставимые темпы роста на уровне 20%.
Аптеки
Участников рейтинга: 3
Общая выручка: 38 млрд руб.
Общее количество магазинов: 3 071
Общая торговая площадь: 155,9 тыс. кв. м
Лидер – Аптечная сеть «36’6». Место в рейтинге – 43
Эта часть рейтинга изменилась, пожалуй, самым кардинальным образом. Если в прошлом году этот сегмент ритейла представляли семь компаний, то в этом — только три. Ни «Фармакору», ни «Имплозии» ни другим аптечным сетям, входившим в INFOLINE & RETAILER RUSSIA TOP-100 по итогам 2010 г., в этом году не удалось набрать проходной балл в 6 млрд руб. Сказывается общая для рынка проблема: падение рентабельности, вызванное, в частности, ужесточением законодательства.
Косметика и парфюмерия
Участников рейтинга: 3
Общая выручка: 45,9 млрд руб.
Общее количество магазинов: 1 017
Общая торговая площадь: 177 тыс. кв. м
Лидер – «Алькор и Ко» (сети Л`Этуаль, Bon Joli). Место в рейтинге – 33
Стандартная тройка лидеров и очень небольшие перемены: «Арома Люкс» (сеть «Рив гош») — плюс две строки, «Единая Европа-С.Б.» (сети Ile de Beaute, Sephora) — минус четыре. Лидер рынка — «Алькор и Ко» (сети Л`Этуаль, Bon Joli) сохранила прежнее, 32-е место. Разрыв между лидерами, между тем сократился: выручка «Арома Люкс» выросла на 20% против 9% у «Алькор и Ко».
Детские товары
Участников рейтинга: 3
Общая выручка: 46,3 млрд руб.
Общее количество магазинов: 378
Общая торговая площадь: 379,1 тыс. кв. м
Лидер – Детский мир. Место в рейтинге – 30
Сети «Дети» и «Здоровый малыш» незначительно сократили разрыв между собой и «Детским миром», поднявшись в нашем рейтинге на три строки. Но до лидера рынка все еще далеко: в 2011 г. «Детский мир» увеличил площади почти в 3,5 раза, а выручку — на 14,9%.
Наиболее динамичные темпы роста (53,8%) продемонстрировал новичок рейтинга — сеть «Кораблик».
Итоги рейтинга INFOLine&Retailer Russia TOP-100 получили официальное признание государственных органов и бизнес-сообщества и опубликованы ведущими деловыми СМИ.
INFOLine&Retailer Russia TOP-100 Day 2012 прошел при поддержке: генерального радио-партнера Коммерсант ФМ, генерального интернет-партнера Sostav.ru, генерального медиа-партнера Arendator.ru, также мероприятие поддержали – ФинамИнфо, FirstNews, Моллы.ру, InCre.ru.
Информационное агентство INFOLine совместно с издательским домом Retailer и в дальнейшем будут отслеживать динамику развития как всей отрасли ритейла, так и отдельных сегментов и компаний.