Видеоотчет об участии INFOLine в качестве стратегического партнера форума «Проблемы и перспективы развития рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY»
В 2012 году впервые организаторы выставки MosBuild – ГК ITE - совместно с агентством INFOLine (в качестве стратегического партнера) провели в рамках выставки деловой форум «Проблемы и перспективы развития рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY». INFOLine представляет итоговый видеоролик о мероприятии, собравшем в столичном Экспоцентре более 300 первых лиц отрасли.
Участниками форума стали представители более 50 торговых сетей DIY России, производители и дистрибьюторы строительно-отделочных материалов, члены общественных организаций и представители аналитических агентств. Они обсудили основные вопросы, с которыми сегодня сталкивается отрасль производства строительно-отделочных материалов и торговли DIY: ужесточение конкуренции в крупных городах, региональное развитие, модернизация форматов, взаимодействие с потребителями, ассортимент продукции, поставки и логистика, финансовая и производственная дисциплина.
Проект был официально поддержан ассоциацией компаний розничной торговли АКОРТ, ИД Retailer, изданием LENTA.ru, ИА FirstNews, Интернет-журналом BLIZKOремонт, порталами Retail.ru, DIYNews и Моллы.ru, а также «РБК. Исследования рынков».
Видеоролик по итогам мероприятия:
В рамках форума были представлены итоги нового, уникального по охвату и детализации, общеотраслевого исследования INFOLine «Рынок DIY&Household России. Итоги 2011 года. Прогноз до 2015 года». Приглашая к диалогу участников рынка, генеральный директор INFOLine Иван Федяков подчеркнул: «В розничной торговле накопилось множество серьезных проблем, которые сдерживают развитие как производителей, так и розничных компаний. Чтобы решать эти проблемы, нужно начать их обсуждать! Специалисты «INFOLine» активно работают с участниками отрасли и госорганами, отслеживая и анализируя отрасль».
Подведение итогов общероссийского исследования INFOLine «Рынок DIY&Household России. Итоги 2011 года. Прогноз до 2015 года», оглашение и обсуждение самых свежих цифр по рынку призваны обеспечить участников форума уникальными данными для анализа конкурентной среды, собственных позиций на рынке и эффективного планирования деятельности игроков рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY в дальнейшем. В сочетании со специальной площадкой для обсуждения итогов, тенденций, сложностей и перспектив развития отрасли в целом и представления результатов деятельности крупнейших компаний мероприятие формирует уникальные возможности для повышения эффективности всех участников рынка и позиционирования организаций – участников форума.
Оборот DIY сегмента, объединенного с форматом Household, по итогам 2011 года, достиг 770 млрд рублей. При этом прирост составил 20%, и, по оценкам INFOLine, в ближайшее время есть ряд предпосылок для дальнейшего роста. Более того, этот рост будет опережать прирост РТ в целом, что в свою очередь даст хороший потенциал для развития отрасли, полагают в агентстве INFOLine.
По итогам исследования «Рынок DIY&Household России. Итоги 2011 года. Прогноз до 2015 года», в тройке лидеров рынка DIY&Household (Leroy Merlin, OBI, Castorama) не осталось российских игроков. Максидом уступил третье место компании Касторама. По итогам 2011 года, топ-10 игроков покрывают всего 21% рынка и создают 160 млрд рублей торгового оборота. Таким образом, по мнению Ивана Федякова, о консолидации в отрасли говорить преждевременно. За 2011 год рынок вырос на 20% - эти компании в совокупности своей выросли на 25%, т.е. в среднем лидеры рынка растут быстрее, чем рынок в целом.
Иван Федяков пояснил, что во многом этот рост происходит за счет экстенсивного развития сетей – открытия новых магазинов. По данным INFOLine, в 2011 году было открыто порядка 300 000 кв.м. новых торговых площадей в формате DIY. При этом на топ-10 игроков пришлось почти ¾ рынка, т.е. лидеры начинают играть на рынке все большую роль, консолидируют инвестиционную деятельность и, как следствие, укрепляют свои позиции.«Удел остальных компаний пока – сдерживать этот рост. Возможно, в ближайшие годы нас будут ожидать интересные сделки по слияниям или поглощениям - то, что мы наблюдали в принципе на рынке FMCG – там также эти события происходили несколько лет назад», заключил спикер.
На секции «Рейтинг сетей DIY и проблемы развития рынка товаров для строительства и для дома», модератором которой выступил Иван Федяков, генеральный директор агентства INFOLine, прошло подведение итогов года, обсуждение современных форматов розничной торговли строительными материалами и товарами для дома, развитие дистанционной торговли, вопросы сдерживания экспансии иностранных сетей, ценовых войн, развития культуры взаимодействия поставщиков и ритейлеров сегмента DIYи ряд других вопросов.
Так, генеральный директор крупнейшей в России по количеству магазинов сети DIY «Метрика» Алексей Иовлев отметил, что стратегия сегодняшних лидеров рынка, основанная исключительно на росте в формате гипермаркетов в городах-миллионниках, начинает постепенно себя изживать. Говоря о планах сети, Алексей Иовлев сообщил о принятой срочной программе развития «Метрика-99» на 2012-13 годы, которая подразумевает расширение сети до 99 магазинов. Кроме того, компания начинает продажу франшизы для населенных пунктов, в которые не планирует в ближайшее время выходить сама, сообщил гендиректор «Метрики».
По мнению Рината Мухаметвалеева, генерального директора одной из крупнейших российских сетей DIY «Треста СКМ» главная тенденция на ближайшие 5 лет - это увеличение доли десяти крупнейших DIY сетей до 70-80%: «На сегодняшний момент экономическая ситуация и политика регуляторов отдает рынок иностранцам. Мы можем противопоставить только наш формат и наши технологии, но того запаса финансовой прочности, который есть у иностранцев, это не перекрывает».
Генеральный директор УК «Старт» Роман Никоноров озвучил, что цель его компании – «стать третьим игроком в России. Мы готовы уступить только «Леруа Мерлен» и «Оби». Мы понимаем, что необходимо будет создать компанию с оборотом 1,3-1,5 млрд. долларов».
Высокую планку по развитию сети ставит генеральный директор «Стройдепо» Константин Винокуров. В планах компании – открыть 30-32 гипермаркета и стать одним из лидеров рынка в сегменте DIY. «В течение 2010 года мы приросли LFL порядка 65% по выручке. В течение 2011 года порядка 45% like-for-like. В 2012 году планируем минимум 38%. Что касается развития, мы намерены открывать по 5-6 гипермаркетов в год».
Выступление генерального директора «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова на второй секции форума «Логистика и регионы. Рост рынка строительно-отделочных материалов» затронуло вопрос ключевой компетенции поставщика: «Что делает поставщика привлекательным? Многие байеры говорят следующее: «Нам интересно общаться с теми поставщиками, кто хорошо знает свой рынок и может с нами поделиться знаниями о нем». То есть встает вопрос профессиональной компетенции: необходимо быть для закупщика интересным собеседником - для этого вы должны быть в курсе последних тенденций, кто и какие доли рынка занимает, кто как развивается. Скажем так, вы должны быть полезны решать его задачи и проблемы».
Мы рады констатировать, что форум «Проблемы и перспективы развития рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY», проведенный организаторами выставки MosBuild совместно с INFOLine в качестве стратегического партнера в этом году впервые, собрал более 300 делегатов – экспертов отрасли строительных материалов и товаров длоя дома. В рамках форума, официально поддержанного ассоциацией компаний розничной торговли АКОРТ, были озвучены итоги развития рынка за 2011 год. На базе материалов форума в апреле вышло более 100 публикаций в том числе в крупнейших деловых СМИ.
По прогнозам аналитиков агентства INFOLine, до конца текущего года оборот розничной торговли строительными материалами и товарами для дома в России вырастет на 80 млрд. рублей и достигнет отметки 850 млрд. рублей. Наши аналитики будут продолжать следить за развитием отрасли в целом и историями успеха крупнейших игроков рынка.