По данным рейтинга INFOLine&Retailer Russia TOP-100, подготовленного ИА INFOLine совместно с ИД Retailer, в 2012 году темпы роста фармацевтического рынка в физическом выражении (товар в штуках) не превысят 2-3%, а в рублевом выражении вырастут на 15%, то есть окажутся чуть выше результатов 2011 года – 14,1%. Безусловно, в сравнении с 2007-2009 гг., когда рост цен находился в диапазоне от 12 до 30%, динамика не столь ощутима, но все равно существенна, особенно если учесть, что с 2010 года аптечный бизнес находится под обременением: жесткое госрегулирование цен на жизненно важные препараты и повышение налоговой нагрузки.
Увеличение объемов продаж в 2011-12 годах обусловлено, прежде всего, ростом цен на лекарственные средства причем как в сегменте препаратов, не относящихся к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам, так и тех, которые подпадают под механизм государственного регулирования цен. Продажи дешевых лекарственных средств (менее 75 руб. за упаковку) сократились, а дорогих – (более 600 руб. за упаковку), наоборот, увеличились. При этом объем продаж лекарственных средств в натуральном выражении (в упаковках) увеличился всего на 1%. По итогам прошлогоднего INFOLine&Retailer Russia TOP-100, в тройку товаров, пользующихся наибольшим спросом у покупателей, вошли арбидол, кодеиносодержащие препараты и виагра.
Так как в I квартале 2011 года большая часть аптек продемонстрировали отрицательную или нулевую динамику, то для повышения рентабельности бизнеса аптеки вынуждены были изменить ассортимент и активно расширять долю лекарственных средств, не подпадающих под госрегулирование цен. Как заметил на INFOLine&Retailer Russia TOP-100 DAY Антон Володькин, директор по маркетингу аптечной сети «36,6», «повышение маржинальности продаж аптечный бизнес нашел вне сферы лекарственных средств, а в таких сегментах, как парафармация, косметика и собственные торговые марки». Аптечная сеть «36,6» первая в своем сегменте запустила линейку продуктов под собственным брендом.
Источник: рейтинг " INFOLine&Retailer Russia TOP-100 2012", расчеты ИА "INFOLine"
В 2011 году, по итогам рейтинга INFOLine&Retailer Russia TOP-100, помимо аптек «Ригла» и «36,6», сформировался третий по объемам выручки и крупнейший по количеству аптек игрок – сеть А5, которая в результате сделок M&A пополнилась аптеками "Мособлфармации" и "Социальными аптеками". Благодаря удачной локации – более 300 аптек сети А5 располагаются в продуктовых супермаркетах «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» – аптечная сеть продемонстрировала самые высокие показатели выручки с квадратного метра площади в своем сегменте за 2010-2011 гг. Ведь как для продуктовых магазинов, так и для аптек определяющим фактором высоких показателей продаж является интенсивный пешеходный трафик.
В 2012 году, по данным INFOLine&Retailer Russia TOP-100, сохранятся тенденции прошлого года: снижение спроса и сокращение продаж дешевых лекарственных средств, рост продаж дорогих лекарственных средств и общее подорожание препаратов как в сегменте лекарств, подпадающих под механизм государственного регулирования цен, так и не относящиеся к таковым. Также на рынке продолжатся консолидационные тенденции, как в части сделок M&A, так и развитие аптечных сетей по ассоциативному типу в противовес независимым аптекам и крупнейшим федеральным сетям. Кроме того, для привлечения и удержания покупателей аптечные ритейлеры повышают качество обслуживания покупателей и переходят на мультиформатную модель развития, заключающаяся в появлении аптек-дискаунтеров, малых аптечных пунктов и аптек с открытой выкладкой.
С подробным анализом сегментов рынка розничной торговли и комментариями владельцев и топ-менеджеров ведущих торговых сетей можно будет ознакомиться 6 июня 2012 на II Дне INFOLine&Retailer Russia TOP-100 2012.