По данным аналитического исследования INFOLine&Retailer Russia TOP-100 2012, прирост российского продуктового рынка в 2011 г. составил 9,11 трлн рублей и увеличился на 13,9%, благодаря тому, что россияне стали покупать более дорогие продукты питания, чем раньше (3%), инфляции цен на продукты составила 3,9% и увеличился объем рынка в натуральном выражении (7%).
В долларовом выражении Россия за 2011 год стала самым крупным рынком продуктов питания в Европе, опередив Францию, Германию, Великобританию и другие страны. Объем внутреннего рынка продовольственных товаров составил около $237 млрд, французского (до 2011 г. был крупнейшим в Европе) — $224 млрд, германского — $172 млрд.
Источник: рейтинг " INFOLine&Retailer Russia TOP-100 2012", расчеты ИА "INFOLine"
«Расходы на продукты питания на душу населения в России пока еще значительно отстают от европейских», — подчеркнул Иван Федяков, генеральный директор ИА INFOLine. Принимая в расчет численность населения в 140 млн человек, получаем средние затраты на питание одного россиянина в 2011 г. в размере $1 693 (примерно $141 в месяц). Во Франции (62 млн человек) соответствующий показатель равен $3 613 ($301 в месяц), в Германии (80 млн человек) — $2 150 ($179 в месяц).
На фоне экономического кризиса резко снизились доходы европейцев в противовес росту доходов россиян, который во многом был обязан предвыборными тратами государства: повышению пенсий, довольствия военных и бюджетных работников. «То, что российский рынок продовольствия обогнал европейские, — важная веха и индикатор для производителей продуктов питания», — считает Иван Федяков. Впрочем, до мирового лидера, Китая, России еще очень далеко. Объем китайского рынка продуктов питания оценивается в $726 млрд. За Китаем следует США с объемом продовольственного рынка в $684 млрд в 2011 г., Япония — с $304 млрд, Индия — с $292 млрд и Бразилия с $254 млрд.
Несмотря на то, что в мировом рейтинге Россия занимает шестое место, для некоторых транснациональных производителей продуктов питания она важнее остальных рынков. Более подробный анализ всех сегментов рынка будет представлен 6 июня на II Дне INFOLine&Retailer Russia TOP-100 – ежегодной встрече владельцев и топ-менеджеров первой сотни розничных сетей России, в рамках которой будут подведены итоги отрасли за 2011 год, обозначены тренды 2012 года, представлены анализ эффективности ТОП-100 розничных компаний России.