«Коммерсантъ» опубликовал статью «От ставки по рельсам», в которой описаны результаты рейтинга лизинговых компаний России, подготовленные «INFOLine-Аналитикой» в рамках периодического отраслевого обзора Транспортная отрасль России 2022.
Больше всего вагонов в собственности среди лизинговых компаний на конец 2021 года у "ВТБ-лизинг" – более 127 тыс. вагонов (из которых 78 тыс. полувагонов, 21 тыс. цистерн, 11,8 тыс. зерновозов). На втором месте "ГТЛК", в собственности которого находится почти 100 тыс. вагонов (из которых 73,5 тыс. полувагонов, 10,5 тыс. зерновозов, почти 10 тыс. платформ и 5 тыс. крытых вагонов).
Рейтинг лизинговых компаний по объему парка, переданного в операционный лизинг, по состоянию на конец 2021 г., тыс. ед.*
Источник: Транспортная отрасль России 2022.
На рынке операционного лизинга основными игроками являются "Трансфин-М", Brunswick Rail и "ГТЛК". Парк переданный "ГТЛК" в операционный лизинг за 2021 год увеличился на 5 тыс. до 57,7 тыс. ед. (в значительной степени за счет покупки инновационных вагонов у НПК "ОВК").
Рейтинг по парку подвижного состава, переданного в финансовый лизинг, возглавляет АО "ВТБ-Лизинг". В 2021 г. компания приобрела более 9 тыс. вагонов. Объем нового бизнеса достиг почти 234 млрд руб. (с НДС). В железнодорожном сегменте компания поставила клиентам технику общей стоимостью 69 млрд руб. с НДС.
Рейтинг лизинговых компаний по парку, переданному в финансовый лизинг,
по состоянию на конец 2021 г., тыс. ед.
Источник: Транспортная отрасль России 2022.
В последние месяцы развитие рынка лизинга сдерживалось высокой ключевой ставкой ЦБ. Во втором квартале, когда ставка вслед за ростом ключевой ставки в марте резко выросла, остановились все сделки, говорит глава «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров, поскольку для лизингополучателей обслуживание лизинга не было возможно при таких лизинговых ставках. Лизингодатели в основном предоставили получателям реструктуризацию. Что касается лизингополучателей, то при текущей, уже сниженной ключевой ставке они чувствуют себя уже более или менее комфортно. Понятно, что это касается не всех видов подвижного состава, так, пока позитивно складывается ситуация в сегментах полувагонов, 80-футовых платформ, крытых вагонов, а также зерно- и минераловозов. Сложности существуют в закупке лесовозных платформ, короткобазных фитинговых платформ, нефтеналивных цистерн, где доходность не позволяет покрывать лизинговые платежи.
Подробнее об основных итогах года транспортной отрасли России, основных событиях, законодательных актах, состоянии транспортной отрасли России в условиях текущей экономической ситуации и санкционных ограничений, а также о прогнозах рынка транспортной отрасли России в условиях текущей экономической ситуации и современных перемен вы можете узнать в ежегодном исследовании "Транспортная отрасль России 2022 года"
Более подробный анализ основных показателей деятельности железнодорожного транспорта и событиях отрасли грузовых железнодорожных перевозок в условиях текущей экономической ситуации и санкционных ограничений, по итогам I
квартала 2022 года, вы можете узнать в обзоре
INFOLine Rail Russia TOP №1 2022.
Рекомендуется: для оперативного ежедневного или еженедельного мониторинга событий в транспортной сфере целесообразно использование услуги «тематические новости»: «Железнодорожный транспорт РФ»
и «Железнодорожное машиностроение РФ и стран ближнего зарубежья».
Анкету информационных потребностей, а также полный перечень готовых исследований и других информационных продуктов агентства INFOLine вы можете запросить здесь.