21 сентября 2021 года в рамках стратегической сессии «Господдержка отечественного судостроения» международной выставки «Нева-2021», агентство "INFOLine-Аналитика" представило результаты исследования водного транспорта, подготовленного по заказу АО «ГТЛК». Ключевые тезисы опубликованы в первом выпуске дайджеста АО «ГТЛК» «Транспорт в деталях» и в газете «Ведомости».
Генеральный директор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров выступил с докладом «Потенциал обновления флота. Спрос на новые суда: стимулы и направления государственной поддержки», в рамках которого представил результаты масштабного исследования российского морского и внутреннего водного транспорта, а также сформулировал предложения по развитию мер государственной поддержки судостроительной отрасли России.
По данным INFOLine, на 2021 г. в России эксплуатируется около 12,4 тыс. речных транспортных судов и судов смешанного плавания. Средний возраст эксплуатируемых транспортных судов составляет около 40 лет, при этом нормативные сроки эксплуатации критически превышены у 45-50% судов флота ВВТ, а в сегменте буксиров доля судов за пределами сроков эксплуатации достигает почти 60%.
Согласно базовому прогнозу INFOLine, основанном на минимальной потребности в новых речных судах для текущих объемов грузоперевозок (около 100–110 млн т в год), до 2030 г. понадобится около 1600 грузовых судов, в том числе около 350
сухогрузов, 1070 сухогрузных барж, 120 наливных судов и около 70
наливных барж. В сегменте самоходного сухогрузного флота наиболее востребованными для замещения являются суда класса «трехтысячники»: типа «Омский», «Волго-Балт» и «Сормовский», а также класса «Волго-дон макс»; а в сегменте наливного флота – типа «Волгонефть» и типа «Ленанефть». Михаил Борисович считает, что стоимость строительства не менее 300 сухогрузов и 100 танкеров составит не менее 400 млрд руб. с учетом переоборудования танкеров в сухогрузы. При пессимистичном сценарии потребность в новых судах до 2030 г. составит около 600 единиц, а ежегодная потребность – до 40 судов в 2021–2026 гг. и около 150–160 судов в 2027–2030 гг. Оптимистичный сценарий предусматривает интенсивный рост грузооборота, для обеспечения которого потребуется около 4000 новых речных грузовых судов до 2030 г.
Средний возраст эксплуатируемых пассажирских судов ВВТ составляет 38 лет, при этом возраст круизных судов превышает 49 лет. В 2021–2027 гг. объемы выбытия пассажирских судов составят 80–100 судов ежегодно, при этом в основном из эксплуатации будут выводится теплоходы типа «Москвич» (М, С, Т, ПТ), речные теплоходы типа «ОМ» и типа «МО». Базовая потребность в пассажирских средних и крупных судах внутреннего водного транспорта составляет около 1 тыс. единиц, по оптимистичному – 1900, а по пессимистичному – около 500. По оценкам INFOLine, стоимость строительства 210 судов крупных пассажирских судов составляет не менее 100 млрд руб.
Средний возраст буксиров внутреннего водного транспорта превышает 43 года. В период до 2030 года ключевыми выводимыми из эксплуатации будут буксиры типа Костромич, типа РТ-300 (пр. 911)типа БВ, МБВ (пр. 861) и др. Базовая потребность в судах транспортного флота до 2030 г. составляет около 1,18 тыс. буксиров. Пик ежегодной потребности придется на 2025-2027 гг., когда будут активно выбывать устаревшие буксиры и должно начаться активное обновление и пополнение несамоходного флота.
Прогноз ежегодной потребности и выбытия самоходных транспортных судов внутреннего водного транспорта до 2030 г., шт.
сухогрузы наливные суда
Источник: INFOLine
Морской флот России является более молодым по сравнению с флотом внутренних водных путей: так, средний возраст эксплуатируемых на II кв. 2021 года сухогрузных судов составляет 28 лет, наливных судов – 21 год, а пассажирских – 25 лет. В соответствии с прогнозными сроками списания, в период до 2030 года транспортный морской флот уменьшится примерно на 280 судов суммарным дедвейтом около 536 тыс. тонн. Суда морского флота менее ограничены в районах плавания по сравнению с судами внутреннего водного транспорта, габариты и возможности которых во многом ограничены инфраструктурными ограничениями внутренних водных путей, поэтому возможность купли-продажи и фрахтования судов на мировом рынке частично компенсирует выбытие транспортного грузового и пассажирского флота России.
Получить презентацию «Потенциал обновления флота. Спрос на новые суда: стимулы и направления государственной поддержки»
Вы можете, обратившись по электронной почте transport@infoline.spb.ru
или телефонам (495) 772-76-40, (812) 322-68-48 добавочный 112
Также в рамках стратегической сессии Михаилом Бурмистровым были сформулированы предложения по развитию мер государственной поддержки судостроительной отрасли:
1) Расширение лизингового механизма строительства флота с государственным финансированием, учитывая высокую потребность в обновлении грузового и пассажирского флота, а также финансовые ограничения судоходных компаний по строительству нового флота. Перспективным направлением на российском рынке является развитие операционного лизинга, при этом одним из препятствующих факторов является отсутствие на рынке серийно строящихся проектов судов с одинаковым установленным судовым комплектующим оборудованием. В связи с этим первоочередной задачей является проектирование и создание в России линейки универсальных типовых проектов судов в сегментах сухогрузного, наливного и пассажирского флота, подразумевающих установку отечественного СКО. В рамках доклада «Развитие российского судостроения. Роль лизинга» Добровольский Владимир Павлович,
Заместитель генерального директора АО «ГТЛК», отметил, что компания уже приступила к разработке и внедрению механизма операционного лизинга.
2) Разработка мер государственной поддержки по модернизации производственных мощностей
судостроительных предприятий;
3) Строительство и развитие производственных судоремонтных мощностей для обслуживания нового рыбопромыслового и крупнотоннажного флота;
4) Разработка механизма компенсации затрат верфям на закупку металлов в связи с высоким ростом цен на сталь.
Справка:
INFOLine выпускает исследования и базы данных по судостроительной отрасли c 2006 года. Клиентами являются крупнейшие участники отрасли: ОСК, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Ленинградский судостроительный завод «Пелла», Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», Центр Судоремонта Звездочка, Самусьский судостроительно-судоремонтный завод, Завод «Красное Сормово» и другие. Рейтинг INFOLine ShipbuiLding Russia TOP ежегодно публикуется в ведущих СМИ, например, КоммерсантЪ. Получить бесплатную презентацию судостроительной отрасли можно ЗДЕСЬ
Исследования судостроения и отрасли водных перевозок INFOLine представляют собой комплексный анализ текущего состояния судостроительной отрасли, содержат ретроспективные данные
по динамике и объемам перевозок водным транспортом, показатели строительства новых судов для отечественного флота, операционные и финансовые показатели крупнейших участников отрасли. Исследования также включают долгосрочный прогноз направлений развития отрасли до 2025-2030 годов. Основной для исследований выступают собственная уникальная база INFOLine «Заказы на строительство судов на верфях России», а также глубокий анализ состояния транспортного и пассажирского флота РФ и статистики перевозок.